Контакты

Типовые сценарии поведения: интерпретация скрытых мотивов. Скрытая мотивация персонала – сценарии поведения

У большинства людей имеются повторяющиеся сценарии поведения, которые возникают из-за определенных общественных ограничений, требующих скрывать свои истинные желания и чувства, если понять, в каких мотивационных сигналах нуждается человек, им можно управлять, давайте рассмотрим, что такое скрытая мотивация персонала – сценарии поведения. Существуют типичные сценарии, которые помогают расположить к себе человека и мотивировать его на взаимодействие.

Непродуктивная и неправильная реакция:

Отказ обсуждать тему ссылаясь при этом на сильную занятость,
Рекомендации по управлению временем, упреки в неверном планировании дня.

Данный сценарий поведения, очень распространенный. Порой человек на самом деле не знает, как управлять временем из-за чего постоянно перегружен, а иногда загрузка вполне нормальная, и человек успевает справиться со всеми задачами. В действительности проблема состоит в другом. Главный сигнал посылаемый человек говорит о следующим: «Я на самом деле полезен и значим!». Следовательно, мы получаем сигнал, говорящий о том, что такому человеку нужно признание собственной значимости. Успешная скрытая мотивация персонала в этом случае, заключается в подтверждении данной значимости. Поддерживайте разговор, периодически хвалите, признайте, что от действий и умений данного работника, на самом деле многое зависит.

2. «Меня никто не может понять. Все пропало»

Неправильная реакция:

Обвинение собеседника,
Не стоит утверждать, что проблемы - собеседника- это полная ерунда, которая не требует особенного внимания, к тому же все можно легко исправить,
Соревнование.

Этот сценарий поведения говорит о существующей потребности человека в сопереживании и сочувствии. Мотивация персонала в этом случае, состоит в следующем, необходимо подтвердить, что эмоции человека вам понятны. Согласитесь, с ним, что порой нас никто не понимает в жизни и приходиться трудности преодолевать самостоятельно. Постепенно нужно вывести человека из данной темы, переключая его внимание на более продуктивные пути решения.

3. «Все они (начальники, мужчины, женщины, обеспеченные люди и тд.) – ругательное слово (проходимцы, дуры, идиоты и т.д).

Неправильная реакция:

Сам/сама виновата,
Вступление в разговор на нейтральном уровне (видимо человек встал сегодня «не стой ноги»),
Чересчур активное поощрение этих высказываний или длительное обсуждение данной темы.

Этот сценарий демонстрирует защитную реакцию человека, который себя не уверенно чувствует в определенной сфере общения, пытается защититься первым и нанести опережающий удар.

Скрытая мотивация персонала в этом случае, заключается в частичном согласии и сопереживании (действительно, порой такое случается). Главное понять, таким образом человек защищается, поэтому его агрессия или эпатаж не стоит воспринимать всерьез. Если такой сценарий встречается в рабочих отношениях («Все поставщики – идиоты, клиенты – не могут разобраться в своих желаниях…»), то руководителю желательно проверить поведение и профессионализм работника именно в данной области, а далее обдумать обучение, корректировку моделей поведения.

4. «Все равно у меня не получится. Заранее приношу свои извинения»

Неправильная реакция:

Обвинить человека в его неспособности.
Отмахнуться от предупреждения, заявив голословно, что все получится.
Предложить от пробы отказаться.

Этот сценарий, следует учитывать лишь если он периодически повторяется. Если сотрудник говорит об этом в конкретной ситуации, то не стоит сразу делать выводы. Человек заранее ставит защиту, опасаясь того, что действительно данное задание ему не под силу.

В этом случае, нужно собеседнику дать понять, что его предупреждение принято, похвалить за умение прогнозировать ситуацию, но предложить все-таки попробовать, убедив, что ничего страшного не произойдет, если его опасения подтвердятся.

5. «Разве они умеют…»

Неправильная реакция:

Посмотри на себя.
Убеждение о наличии каких-то ранее упомянутых возможностей или навыков у них.

Подобный сценарий возникает вокруг навыков и тех умений, которыми человек гордится, при этом в других сферах чувствует себя неуверенно. В любом случае, подобное поведение говорит о имеющихся комплексах: унижая других, человек приподнимает себя.

Если в данный момент вы желаете завоевать расположение человека, достаточно поддержать эту тему, с энтузиазмом подтвердить навыки и качества его самого. Тем не менее в будущем нужно подобную реакцию корректировать, чтобы она не переросла в агрессию.

6. «В наши годы…»

Неправильная реакция:

Снижение значимости заслуг и побед говорящего в настоящем или прошлом.
Реальное сравнение «молодых» и «стариков».
Обоснование различий.

Этот сценарий также говорит о неуверенности и защите, при этом главенствует здесь не навыки, а «стаж».
Удачной реакцией на такой сценарий можно считать действительное подтверждение значимости собеседника, его нынешних и прошлых заслуг. В дальнейшем необходимо брать во внимание, что человек живет прошлым, нужно спровоцировать его на развитие в настоящем, возможно показать ему, что существует много вещей, которых он не знает или еще не добился высокого уровня. Если подобный сценарий постоянно проявляется, будьте готовы к возможной агрессии такого человека по отношению к молодежи и новичкам.


7. «Здесь нет ничего нового. Я все итак знаю…»

Неправильная реакция:

Показать то, что человек не знает, при этом делая акцент на его неумение.
Попытка напрямую доказать некомпетентность.
Убеждение в пользу обучения.

Реакция защитного характера, подтверждающая личную значимость, профессионализм и компетенцию. Довольно часто такое поведение присуще неуверенным в себе людям.

В этой ситуации, нужно подтвердить умения человека, его опыт и профессионализм, свести разговор к возможному обучению или повышению квалификации. В заключении собеседника нужно чем-то поразить или удивить, спровоцировав интерес к дальнейшему развитию.

Мы рассмотрели несколько типичных сценариев, которые могут проявляться при личном или деловом общении. Главное понимать, что подобное поведение проявляется на подсознательном уровне, и не является контролируемым. Это предоставляет возможность правильно строить диалог и отношения с людьми, мотивировать и осуществлять свое влияние на них. Скрытая мотивация персонала – сценарии поведения позволяют доминировать над людьми, выявляя их сигналы, просящие о конкретной реакции, подобный стимул обязательно нужно дать, это поможет вам успешнее мотивировать и влиять на человека.

C ценарии, по которым может складываться жизнь взрослого человека, не получившего родительского благословения

Сценарий №1 - Отец отвергает сына; сын отказывается от родительского благословения.

Результаты:

А. У сына появляется предрасположенность не принимать любовь, исходящую от мужчин.
Б. Внутри сына зарождается внутреннее ожидание, которое внушает ему, что другие мужчины не будут одобрять его. Он начинает ожидать, что другие мужчины его «забракуют» и отвергнут.
В. Вероятнее всего он самостоятельно постарается поднять себе цену и создать образ независимого мужчины. Он это будет делать посредством:

1. Карьеры (трудоголизм, карьеризм, стремление к успеху);
2. Денег (скупость, жадность, накопительство, страх остаться в нужде);
3. Власти и статуса (неглубокие отношения, игра на чувствах, манипулирование мнением людей);
4. Служения (звезда первой величины, светило служения);
5. Любой другой роли, в которой он может показать всем, что он – настоящий мужчина.

Последствия:

1. Конфликт с мужским начальством. Под начальством подразумевается ответственное лицо, представитель органа управления любой структурой.
2. Ярко выраженная самодостаточность: «Мне никто не нужен! Я со всем справляюсь сам!»
3. Неспособность доверять другим людям.

5. Чрезмерное суровое, грубое и жестокое обращение с людьми.
6. В его жизни проявляются качества характера и манера поведения, которые он презирал в собственном отце.

Ситуация в браке:

1. Главное назначение жены – завершать и подчеркивать его, как мужчину.
2. Он не входит в мир жены.
3. Он не дает ей доступ в собственное сердце.
4. По отношению к жене он ведет себя эгоистично, невежливо и равнодушно.

В браке с таким мужчиной женщина ощущает, что:

1. Она не любима.
2. Она не нужна.
3. Она стоит у мужа на последнем месте.
4. Он пользуется ею для удовлетворения своих половых потребностей.

Сценарий №2 – отец отвергает сына; сын начинает бороться за отцовское благословение.

Результаты:

А. У сына появляется склонность искать любовь и принятие со стороны мужчин.
Б. Сын пойдет на все, что угодно, лишь бы почувствовать себя нужным и одобренным.
В. Свою ценность нужность он постарается найти в других людях. Для него очень важно то, что другие люди думают о нем. Этими людьми могут быть:
жена, дети, герой, начальник, пастор, друзья, важные люди, соседи.

Последствия:


2. Сострадательность и оказание помощи людям.
3. Может создавать впечатление слабака или неженки.
4. Чрезвычайно самокритичный человек.
5. Губительное, во вред самому себе, стремление завоевать расположение других мужчин.
6. Презрительное отношение к тому факту, что он – мужчина. Может ни во что не ставить свою мужественность.
7. Его могут занимать гомосексуальные фантазии и «приключения».
8. Он может вобрать в себя множество качеств, свойственных женщинам (женоподобный характер или манера поведения).

Ситуация в браке:

1. Отказ от роли главы семейства.
2. Чуткость и сострадание по отношению к жене.
3. Страсть к совершенству – высокое требование к себе и другим – надрывает брачные узы.
4. Гомосексуальные связи или фантазии создают напряженность в супружеских отношениях.
Эмоциональная подавленность и самокритичность мужа изматывают жене душу.

В браке с таким мужчиной жена чувствует, что:

  1. На неё не обращают внимание.
  2. Она не нужна.
  3. В жизни мужа она занимает первое место с конца.
  4. Она не любима.

Сценарий №3 – отец отвергает дочь; дочь отказывается от отцовского благословения.

Результаты:

А. Предрасположенность не принимать любовь, исходящую от мужчин.
Б. Внутри дочери зарождается ожидание, которое внушает ей, что, подобно отцу, другие мужчины не будут относиться к ней одобрительно. Она начинает ожидать, что от мужчин, что они ее забракуют или отвергнут.
В. Вероятнее всего она сама постарается поднять себе цену и создать образ независимой женщины, которая ни к ком и ни в чем не нуждается. Она будет это делать посредством:
1. Собственной женственности (красота, беспорядочность в знакомствах, половая распущенность).
2. Карьеры (трудоголизм, стремление к успеху).

4. Власти и статуса (неглубокие взаимоотношения, игра на чувствах, манипулирование мнением людей).

6. Материнства (Первосортная, образцово-показательная мама).
7. Любой роли, в которой она может показать себя с наилучшей стороны.

Последствия:




4. Душевная черствость и безразличие к нуждам окружающих.
5. Чрезмерное грубое, суровое и жесткое обращение с людьми.
6. В ее жизни могут проявляться качества характера и манера поведения, которые она страстно презирала в собственном отце.
7. Может вобрать в себя мужеподобную манеру поведения.
8. Может вступить во взаимоотношения с лесбиянкой или вынашивать такие отношения в своих фантазиях.

Ситуация в браке:

1. Обычно такая жена оказывает мужу открытое сопротивление и отвергает его авторитет.
2. Жаждет любви, но отказывается признаться в этом мужу и открыть перед ним свое сердце.
3. Ее муж не способен ей угодить.
4. Чрезмерно требовательна и критична к мужу.
5. Может быть холодной и равнодушной (фригидной) в половой близости.

Обычно муж такой жены чувствует, что…


3. Его ни во что не ставят, и он не представляет ценности в глазах жены.

Сценарий №4 – отец отвергает дочь; дочь начинает бороться за отцовское благословение.

Результаты:

А. У дочери появляется склонность искать любви и принятие со стороны мужчин.
Б. Дочь пойдет на все, что угодно, лишь бы почувствовать себя нужной и принятой.
В. Свою ценность она постарается найти в других людях. Для нее очень много значит, что другие думают о ней. Этими людьми могут быть: муж, дети, герой, начальник, пастор, друзья, важные люди, соседи.

Последствия:

1. Чрезмерная чувствительность к нуждам других людей.


4. Губительное, во вред себе, стремление завоевать расположение мужчин.
5. Может стать кокетливой (флирт) и не разборчивой в знакомствах и связях.
6. Чаще всего ее эмоциональное восприятие развито намного сильнее, чем логика.
7. Мизерная вера в собственные силы и достоинство, отсутствие внутренней уверенности.

Ситуация в браке:

1. Обычно чрезмерно покорна своему мужу.
2. Чересчур привязана к мужу, подавляет его своей заботой.
3. Часто делает из мужа бога.
4. Может испытывать безрассудную ревность и нежелание «делиться» своим мужем (полностью присвоила его жизнь себе).
5. Ее эмоциональная подавленность и самокритичность изматывают мужу душу.
6. Как бы муж ее не любил, ей всегда мало.
7. Выставляет мужу эмоциональные счета, которые небыли оплачены ее отцом.

1. в его адрес выдвигаются несправедливые обвинения.
2. Он не способен угодить жене.
3. Он неумелый человек, у которого не получается создать счастливый брак.
4. Он загнан в тупик («Все мои старания тщетны!»)
5. Он парализован «объятиями» (чрезмерной опекой) своей жены.

Сценарий №5 – мать отвергает сына; сын отказывается от материнского благословения.

Результаты:
А. У сына появляется предрасположенность не принимать любовь, исходящую от женщин.
Б. Внутри сына зарождается ожидание, которое внушает ему, что женщины не будут одобрять его. Он начинает ожидать от женщин, что его «забракуют» или отвергнут.
В. Вероятнее всего он самостоятельно попытается поднять себе цену и создать образ независимого мужчины, который не хочет иметь ничего общего с представительницами женского пола. Он сделает это посредством:

1. Мужественности (впечатляющее, атлетическое телосложение; сексуальная привлекательность).
2. Карьеры (трудоголизм, карьеризм, стремление к успеху).
3. Денег (скупость, страх остаться в нужде, накопительство).
4. Власти и статуса (неглубокие отношения, игра на чувствах, манипулирование мнением людей).
5. Служения (звезда первой величины, светило служения).
6. Любой роли, в которой он может преуспеть и оказаться непревзойденным.

Последствия:

1. Конфликт с женским начальством. Под начальством подразумевается ответственное лицо, представитель органа управления структурой.
2. Ярко выраженная самодостаточность: «Мне никто не нужен! Я сам со все справлюсь!»
3. Неспособность доверять другим людям. Особенно женщинам.
4. Душевная черствость и безразличие к нуждам окружающих.
5. Чрезмерно суровое, жесткое и грубое обращение с людьми.
6. Полное непонимание своего собственного внутреннего мира (не отдает себе отчета в том, что он чувствует и что творится в его душе).
7. Те качества характера, которые он ненавидит в других людях, начинают проявляться в нем, или при его содействии в его жене.
8. В знак отвержения женского пола может начать вести гомосексуальный образ жизни.

Ситуация в браке:

1. Часто не внимателен к своей жене. Не замечает ее, игнорирует.
2. Крайне редко проявляет знаки внимания.
3. Мало романтичен.
4. Пассивен и холоден в сексуальной жизни.
5. Может показывать сильное раздражение или даже яростный гнев. Дело может дойти до рукоприкладства.
6. Сам того не замечая заставляет жену играть роль своей матери. Другими словами их взаимоотношения вместо «муж-жена» начинают приобретать нездоровый характер «мать-сын».

В браке с таким мужчиной жена ощущает, что…

1. она отвергнута.
2. С ней дурно обращаются.
3. Она загнана в глухой угол (разочарованность, растерянность и расстроенные чувства).
4. Муж ее использует в своих корыстных целях.
5. Она усыновила мальчика, а не вышла замуж.

Сценарий №6 – мать отвергает сына; сын начинает бороться за материнское благословение.

Результаты:

А.У сына появляется склонность искать любовь и принятие со стороны женщин.
Б. Сын пойдет на все, что угодно, лишь бы почувствовать себя принятым и нужным.
В. Свою ценность и сущность он постарается найти в других людях. Для него очень много значит, что другие думают о нем. Этими людьми могут быть: жена, дети, герой, начальник, пастор, друзья, соседи.

Последствия:

1. Чрезмерная чувствительность к нуждам других людей.
2. Сострадательность и оказание помощи другим.
3. Повышенная самокритичность.
4. Страстное желание добиться женского расположения, принятия.
5. Большое ударение на внешности, всегда старается иметь идеальный вид.

Ситуация в браке:

1. Сильно цепляется за любовь и внимание жены, постоянно требует к себе внимания.
2. Нездоровая привязанность к жене (подавляет ее чрезмерными ожиданиями или претензиями).
3. Может испытывать безрассудную ревность и нежелание «делиться» своей женой (полностью присвоил ее жизнь себе).
4. Может вынудить жену играть роль своей матери.
5. Выставляет своей жене эмоциональные счета, которые небыли оплачены его матерью.
6. Как бы жена его ни любила, ему всегда мало.

В браке с таким мужчиной жена чувствует, что…

1. она умирает от эмоционального удушья.
2. Она загнана в тупик и обессилена.
3. Муж выдавил из нее все соки.
4. Она – неудачница, у нее ничего не получается.
5. Она не в силах сделать мужа счастливым.

Сценарий №7 – мать отвергает дочь; дочь отказывается от материнского благословения.

Результаты:

А. У дочери появляется предрасположенность не принимать любовь, исходящую от женщин.
Б. Внутри дочери зарождается ожидание, которое внушает ей, что, подобно матери, другие женщины не будут относиться к ней с одобрением. Она начинает ожидать от других женщин, что ее забракуют или отвергнут.
В. Вероятнее всего она самостоятельно постарается поднять себе цену и создать образ независимой женщины, которая ни в ком не нуждается. Она это сделает посредством:

1. Карьеры (трудоголизм, стремление к успеху).
2. Денег (скупость, страх остаться в нужде, накопительство).
3. Власти и статуса (неглубокие взаимоотношения, игра на чувствах, манипулирование мнением людей).
4. Служения (звезда первой величины, светило служения).
5. Материнства (Первосортная, образцово-показательная мама).
6. Любой роли, в которой она может показать себя с наилучшей стороны.

Последствия:

1. Конфликт с мужским начальством. Под начальством подразумевается ответственное лицо, представитель органа управления структурой.
2. Ярко выраженная самодостаточность: «Мне никто не нужен! Я со всем справляюсь сама!»
3. Неспособность доверять людям.
4. Душевная черствость и безразличие к нуждам окружающих.
5. Может стать кокетливой (флирт) и неразборчивой в знакомствах и связях.
6. В ее жизни проявляются качества характера и манера поведения, которые она страстно презирала в собственной матери.

Ситуация в браке:

1. От мужа ожидается, что он будет делать все для того, чтобы дополнять ее женственность (она хочет, чтобы муж подтверждал и утверждал то, что она – полноценная женщина).
2. Жаждет любви мужа, Требует его любви, но не позволяет себе быть любимой.
3. Чрезмерно требовательна и критична к мужу.
4. Ей нелегко признавать авторитет мужа и подчиняться ему.
5. Ей очень сложно открывать свое сердце мужу и впускать его в свой внутренний мир.

Обычно муж такой жены чувствует, что…

1. Его несправедливо обвиняют.
2. Он не в силах понравиться своей жене и завоевать ее симпатию.
3. Его ни во что не ставят (не представляет ценности в глазах жены).
4. Все старания любить жену и созидать брак тщетны (безнадежность)

Сценарий №8 – мать отвергает дочь; дочь начинает бороться за материнское благословение.

Результаты:

А. У дочери появляется склонность искать любовь и принятие со стороны женщин.
Б. Дочь пойдет на все, что угодно, лишь бы почувствовать себя нужной и приемлемой.
В. Свою ценность и сущность она постарается найти в других людях. Для нее очень много значит, что другие думают о ней. Этими людьми могут быть: муж, дети, герой, начальник, пастор, подруги, соседи.

Последствия:

1. Чрезмерная чувствительность к нуждам других людей.
2. Сострадательность и оказание помощи другим.
3. Ярко выраженная самокритичность.
4. Губительное, во вред себе, стремление завоевать расположение других женщин.
5. Презрение и ненависть собственной женственности.
6. Может попытаться найти утешение во взаимоотношениях с лесбиянкой (даже если у нее не завяжутся такие отношения, она может вынашивать их в своем воображении).
7. Может вобрать в себя множество мужеподобных качеств.

Ситуация в браке:

1. Высокая требовательность к себе и другим может надорвать брачные узы.
2. Склонность отдавать больше сил и времени построению взаимоотношений с подругами, нежели с мужем.
3. В душе жены есть эмоциональная дыра, которая требует любви и принятия, и которую муж не в состоянии заполнить. Как бы муж ее не любил, ей всегда будет мало.
4. Ее эмоциональная подавленность и самокритичность изматывают мужу душу.

Обычно муж такой жены чувствует, что…

1. Она его не замечает.
2. Он на самом деле не нужен.
3. Он не представляет ценности.
4. Он загнан в тупик (все мои старания тщетны!)

Я закончил тем, что перечислил, что необходимо сделать при обработке результатов:

  1. Дать общую характеристику среды ;
  2. Описать целевую аудиторию , создать персонажей и сценарии их поведения на сайте;
  3. Написать концепцию сайта : каким он будет, чем будет отличаться от конкурентов и как будет развиваться.
Далее я раскрою каждый пункт. Для наглядности рекомендую сверяться с приложенным примером обработки результатов для сайта бутика ХХХ .

На всякий случай скажу, что в этой статье вы не найдёте советов по непосредственному анализу количественных и качественных данных. На эту тему написано сотни книг, некоторые из которых мы приводим в списке рекомендуемой литературы в конце статьи. я расскажу, как структурировать и интерпретировать уже полученные данные, как превратить их в полезную для проектирования сайта информацию.

Общая характеристика среды

Здесь всё довольно просто. Мы должны ответить на вопросы, поставленные в параграфе плана исследования «Что мы должны знать о среде». Напомню, что, как правило, о среде мы должны узнать следующее:
  1. Основные характеристики , которые могут повлиять на сайт: законодательные ограничения, правила и стереотипы поведения, особенности продажи продукта и т.п.
  2. Как работают конкуренты (для отстройки от них).
  3. Как среда развивается (нужно ли нам учитывать это при проектировании сайта).
Ответы на вопросы должны быть настолько подробными, насколько это нужно для вхождения в контекст проекта, которое, в свою очередь, помогает составить план интервью.

Целевая аудитория

А вот здесь начинается самое интересное. Во-первых, мы должны ответить на вопросы, поставленные в параграфе плана исследования «Что мы должны знать о ЦА»:
  1. Нужен ли ЦА такой сайт и, если да, то зачем.
  2. Чем она будет руководствоваться при оценке сайта: почему сайт понравится и почему нет, как оценивают аналогичные сайты (если есть опыт взаимодействия).
  3. Какие задачи и как будут решаться на таком сайте.
  4. Каковы основные сценарии использования сайта.
  5. Каковы ожидания от результатов взаимодействия, поведения и содержания сайта.
Во-вторых, на основе полученной информации мы должны создать персонажей, для которых мы будем проектировать сайт.

Создаём персонажей

Персонаж - это реалистичный собирательный образ пользователя сайта, представляющий один сегмент целевой аудитории сайта. Персонажи отличаются моделью поведения, целями, задачами, потребностями и ценностями.

О пользе создания персонажей

Зачем создавать персонажей? Затем, что таким образом мы повышаем эффективность проектирования и рабочего процесса в принципе. Описывая возможности сайта, мы исходим из потребностей персонажей. Создавая интерфейс, мы представляем себе персонажа, который будет им пользоваться. Рисуя картинки, мы задаём себе вопрос, понравится ли это нашим персонажам, как они их воспримут. И так далее.

Мы используем персонажей как инструмент проектирования, потому что что считаем, что лучше всего проектировать под реальных людей с реальными потребностями, а не под абстрактное нечто, не осязаемое, не воспринимаемое как человек. Гораздо легче поставить себя на место реального человека с реальными потребностями, почувствовать его.

Более того, проектирование под широкую аудиторию - это попытка удовлетворить потребности всех, без расстановки приоритетов , без ориентации на конкретных пользователей. Потребности разных групп могут войти в противоречие друг с другом, и в результате получится чудовищный продукт, который не нужен ни одной из целевых групп, а выбор необходимо делать в пользу самых нужных пользователей. Принцип Парето ещё никто не отменял.

Есть довольно интересные примеры проектирования под конкретного персонажа, результаты которого впоследствии стали массовыми продуктами. Например, чемодан на колёсиках проектировался для стюардесс, а стикеры - как закладка для книги.

Наконец, персонажи помогают создать единое видени е в команде проекта. В любых спорах о дизайне или функционале есть арбитр - персонаж. Благодаря этому вместо споров до хрипоты отом, кому что нравится, появляется инструмент выбора правильного решения: «наш Иван Петров никогда бы так не поступил потому-то и потому-то».

Критика персонажей

Однако, с нами далеко не все согласны. Нельзя не упомянуть о том, что практика использования персонажей критикуется с момента её возникновения в конце 90-х годов. В достаточно сжатом виде с критикой можно ознакомиться в статье Чэпмена и Милхэма «The Personas’ New Clothes» . Вкратце, основные аргументы противников таковы:
  1. Результаты процесса создания персонажей невоспроизводимы. Две команды по одним и тем же данным создадут разные наборы персонажей, и невозможно доказать, какой из них «правильный».
  2. Невозможно оценить, насколько точно набор персонажей описывает ЦА. Какую часть ЦА описывает конкретный персонаж и насколько он важен для проекта? Сколько потенциальных пользователей оказались не описанными ни одним из персонажей?
  3. «Проклятие размерности»: чем более специфично описание персонажа (чем больше количество дифференцируемых характеристик), тем меньшую долю ЦА описывает такой персонаж (пять булевых характеристик дадут 1/32, то есть 3% аудитории).
Споры и исследования ведутся по сей день, и можно говорить только о своём опыте и применимости инструмента. Мы не можем точно сказать, хороши ли персонажи при разработке кружек-термосов или систем управления погрузчиками дерева. Вместе с тем, мы с уверенностью готовы сказать по своему опыту: персонажи эффективны при разработке веб-сайтов практически любой сложности.

Методика создания персонажей

Описание персонажа содержит несколько смысловых блоков (они будут рассмотрены далее). Характеристики персонажа, кроме портрета, должны быть синтезированными : это означает, что они должны совмещать в себе все значимые характеристики представителя группы ЦА, с добавлением специфических черт для придания персонажу реальности. Таким образом, мы повышаем эффективность проектирования, его глубину и точность попадания.

Выделение ключевых отличий

Самое главное, с чего начинается создание персонажей - это осознание отличий различных сегментов аудитории. Важно сконцентрироваться на самых главных отличиях, которых обычно должно быть от двух до четырёх. Например, они могут касаться:
  1. Целей пользователей,
  2. Периода пользования сайтом (зайдёт один раз, получит результат и уйдёт, либо будет постоянным посетителем),
  3. Осведомлённости (знание предметной области, восприятие бренда, ключевые мотиваторы),
  4. Поведенческих шаблонов (способы реализации своих потребностей вне сайта, частота реализации потребностей, …).
Далее всё «мясо» персонажа нарастает на «скелет» этих ключевых отличий.

Портрет персонажа

Портрет - это общее описание персонажа безотносительно сайта: фотография, имя, возраст, пол, профессия, личностные характеристики, которые могут повлиять на взаимодействие с сайтом, взгляды и интересы в интересующей нас сфере.

Цели персонажа

Переходим к взаимодействию персонажа с сайтом и определяем для начала его цели - зачем ему нужен сайт. Мы делим цели на такие типы:
  1. Цели, не связанные с сайтом - это цели, которые персонаж может достичь без сайта.
  2. Цели, связанные с сайтом:
    • Личные - это цели, которые человек полностью разделяет и имеет мотивацию их достичь.
    • Навязанные - это цели, которые человеку диктует нечто извне - например, его компания, люди в его окружении или законодательство и которые он может не разделять. В этом случае нужно говорить не о мотивации, а о внешнем стимуле.

Взаимодействие с сайтом

Здесь нам нужно рассказать, как персонаж будет взаимодействовать с сайтом:
  • В какой обстановке будет использоваться сайт;
  • Был ли опыт использования подобных сайтов;
  • Каковы факторы оценки сайта;
  • Каковы ожидания от поведения и содержания сайта;
  • Каковы ожидаемые результаты от взаимодействия.

Проверка и определение типов персонажей

После описания персонажей необходимо проверить их на полноту/избыточность описания. Мы могли что-то забыть - например, важную цель или фактор оценки - или напротив написать что-то лишнее. Помните: поменьше лишних деталей, не имеющих прямого отношения к сайту и взаимодействию с ним.

После создания расширенного списка персонажей мы должны выделить два типа, с которыми мы будем работать:

  1. Ключевой персонаж - именно для него мы будем проектировать сайт.
  2. Второстепенный персонаж - его потребности мы учитываем, но их реализация не должна мешать ключевым персонажам реализовывать свои.
Ключевой персонаж должен объединять основные характеристики приоритетной целевой группы, совмещать в себе максимум её целей.

Как правило, ключевых персонажей бывает не больше двух. Исключение составляют сложные проекты с множественными ролями - сложные веб-сервисы, бизнес-системы и т.п. Смысл выделения ключевых персонажей - в расстановке приоретитов, в выборе тех, кто принесёт наибольшую пользу, и ориентации проекта на них. Проектирование для бо́льшего количества в принципе вредно: это означает проектирование ни для кого и, как следствие, мы теряем все целевые группы, что ключевые, что второстепенные.

Создаём сценарии поведения персонажей

Сценарий поведения - это ситуация взаимодействия персонажа с сайтом . Сценарий описывает действия персонажа, цели, которые он хочет достичь, и ожидания от производимых действий.

О пользе сценариев

Сценарии помогают нам смоделировать максимально короткий и эффективный способ достижения персонажем своих целей на сайте и, что также важно, предлагать пользователю контекстную информацию на его пути следования по сценарию.

Основная польза сценариев в том, что они помогают избегать проектирования под исключительные ситуации , чем так часто страдают, например, программисты, для которых исключительные ситуации - это самое сладкое.

Сценарий основан на цели/потребности пользователя и поэтому не позволяет от неё отклоняться при проектировании. К примеру, если у нас основной сценарий на сайте бутика ХХХ - это «изучить каталог одежды и решить, ехать в шоу-рум или нет», то мы должны, очевидно, дать на него ссылку из любого места сайта, максимально облегчить его просмотр, а дальше подсказать, что делать после просмотра каталога - ехать в шоу-рум или заказать одежду с сайта. Это означает, что вся лишняя информация «на всякий случай, вдруг будет интересно», акцентные контекстные блоки, новости и т.п. должны либо отсутствовать в процессе просмотра, либо присутствовать по крайней необходимости очень незаметно.

Таким образом, сценарий заставляет решать конкретную задачу , а не проектировать навигацию и функционал, отталкиваясь от типовых возможностей CMS, практики создания аналогичных сайтов, увиденных примеров, личных представлений и тому подобного.

Чем сайт будет отличаться от конкурентов

Исследование конкурентов и ЦА даёт нам достаточно информации, чтобы сделать выводы: чем сайты конкурентов хороши, а чем плохи; что и как можно сделать, чтобы наш сайт выгодно от них отличался.

В этом разделе мы это и пишем, буквально по пунктам: делаем так и так, чтобы быть лучше или просто отличаться от конкурентов. В основном сайты отличаются друг от друга дизайном, функциональными возможностями, содержанием (составом, стилем речи, манерой подачи ключевых сообщений, и так далее).

Определение этапов развития сайта

Что необходимо и достаточно для запуска

Исходя из основных сценариев мы определяем, какого функционала будет достаточно для запуска сайта, во-первых, для решения основных задач пользователей, без которых сайт им будет не нужен, и, во-вторых, для решения основных задач бизнеса/клиента, без которых запуск не имеет смысла.

Это нужно далеко не всегда, если, например, сайт небольшой и запускается в один этап. Но даже на небольших сайтах бывает так, что информацию нужно подавать постепенно, проверить какие-то функции или разделы. Советую задумываться об этом в любом случае.

Куда будем развиваться

После этого мы определяем возможные (!) направления развития сайта, которое при необходимости делим на этапы. Этот прогноз мы делаем совместно с клиентом, исходя из его понимания стратегии развития бизнеса, исходя из контент-стратегии, ситуации на рынке.

Например, в бутике ХХХ на первом этапе будет возможность просмотреть одежду и попросить отложить её на один день. А позже, когда мы будем организационно готовы к этому, одежду можно будет заказать с доставкой в пределах России.

Куда развития точно не будет

На этот вопрос также важно ответить. Это ограничивает фантазию клиента, менеджера проекта и разработчика, которая частенько тяготеет к бессмысленному развитию ради развития, добавлению лишних функций. Часто это просто бесполезно, но бывает и крайне вредно, потому что нарушает концепцию, размывает бренд и т.д.

Например, на сайте бутика ХХХ совершенно точно не появятся форум, блог и тому подобное для болтовни, которая здесь не решает ни одной задачи.

Источники

Советуем почитать:
  1. «Об интерфейсе» Алана Купера и его сайт

Почему же мы так часто бываем несчастны?
Живём не так как нам хотелось бы...
Не с тем с кем нам хотелось бы..
Работаем не на той работе, которая на самом деле нам нравится...
И много много всего в нашей жизни вовсе не так, как нам хотесь когда-то давно в юности, в молодости. Тогда ведь казалось, что жизнь будет такой прекрасной, интересной и обязательно счастливой...

Для того, чтобы разобраться в этих вопросах нам с вами вначале нужно понять какой же механизм запускает все несчастья в нашей жизни.
Психологи установили, что все упущенные возможности в жизни человека происходят из-за его пассивности.

В определении пассивности я буду опираться на то, как её трактует Трансактный анализ.
Оказывается пассивность - это способ поддержания своего сценария, неосознанности, автоматизма. Человек, у которого частенько отмечается пассивность, фактически большую часть своего времени находится в Адаптивном Ребёнке. Пассивное поведение возникает у людей в моменты стресса и не приводит к разрешению ситуации, к решению проблемы.

Таким образом, пассивное поведение - это такое поведение, которое не решает проблему!!!

Давайте рассмотрим, какие виды пассивного поведения бывают:
Ничегонеделание - человек нервничая, просто прекращает предпринимать какие-либо действия. Он просто замирает, как ребёнок в утробе матери. Часто такое наблюдается на экзаменах, когда у человека от страха все мысли исчезают из головы и он замирает, ничего не может ответить.
Сверхадаптация - человек подстраивается под желания других людей, а свои собственные желания, потребности не осознает. При этом он не решает свои жизненные задачи, а делает то, что указывают ему другие. У этих людей очень часто встречается в речи слова: мне надо, я должен. На самом деле «должен» - это чужое хочу. Я таких людей спрашиваю: Как интересно, ты должен? Кому и что ты должен? А сам ты что хочешь?
Ажитация - в момент стресса человек вместо того, чтобы предпринимать что-либо для разрешения ситуации, начинает в панике суетиться, лихорадочно повторять одни и те же слова, рыдать…
Беспомощность или насилие - человек пытается решить проблему с помощью своей агрессии. Беспомощность - это его агрессия. направлена внутрь себя. Насилие - это агрессия направленная на другого.

Итак, я думаю, вы теперь понимаете, что такое пассивность. Пассивность - это поведение человека, которое не решает возникшую проблему. И как вы видите, люди практически всё время практикуют именно пассивность при решении своих проблем. А уж как эта пассивность выглядит - в виде скандала, оскорблений, криков давления или в виде слёз, - это уже зависти от личностной адаптации человека.

Естественно, что такое неэффективное поведение не сможет привести человека к его счастью. А вот проигрышный сценарий такое поведение конечно поддерживает.

Человек, практикующий в своей жизни пассивность, находится в неосознанном состоянии. Он практически всё время воссоединён со своим Адаптивным Ребёнком или же со своим Внутренним Монстром (Негативным Контролирующим Родителем).

Внутренняя Сила Души заблокирована. Фактически он не является хозяином самому себе. Он стихийно подпадает под влияние своих вредных привычек, часто бывает в раздражении. Ощущает напряжение, неудовлетворённость, упадок сил. Как результат - проблемы в жизни человека и болезни.

О каком счастье и радости жизни тут можно говорить? Всё на пределе сил.

В Трансактном анализе, как вы видите много специфических терминов, понятий. В то же время ТА несёт людям драгоценные знания.

Я, для того, чтобы облегчить понимание простыми людьми всех этих терминов позволяю себе некоторую вольность и ввожу простые и емкие названия, чтобы всё сразу было ясно. Так мне значительно легче разговаривать со своими учениками, клиентами.

Например, по этой теме все виды пассивного поведения я называю Глупым Разрушающим Поведением. А термин осознанность, я часто заменяю на Мудрость. Соответственно вы теперь понимаете, что т.к. при пассивном поведении человек находится в своём сценарии, в Адаптивном Ребёнке или в Контролирующем Негативном Родителе, то можно сказать иначе по-простому:

Большую часть времени люди, к сожалению, практикуют Глупое Разрушающее их жизнь Поведение. Они не являются Мудрыми, потому что при общении с близкими, при решении жизненно важных задач проявляют свои самые неприглядные маски - состояние Жертвы или свою часть, называемую Монстром.

Каков же механизм, который поддерживает такое сценарное поведение человека, как пассивность?

У кого, какие есть мысли, каким образом мы регулярно в нашей жизни запускаем наш сценарий и практикуем Глупое Разрушающее Поведение, вместо того чтобы демонстрировать Мудрое Поведение. Почему мы так себя ведём?

Поведение человека складывается из отдельных поведенческих сценариев, которые начинают закладываться ещё в детстве и потом на протяжении всей жизни добавляются и совершенствуются. Таким образом, каждый человек, в общем, знает, как нужно правильно себя вести в той или иной ситуации на основании своего опыта. Но некоторые поведенческие сценарии, усвоенные ранее, нам мешают, а не помогают. При помощи НЛП возможно безболезненно заменить неработающие или негативные сценарии поведения и перестать делать глупости, которые вам мешают достичь своих целей в жизненных ситуациях.

Как изменить привычные реакции при помощи НЛП

Бывают моменты, когда случайно сказанная фраза буквально выбивает человека из колеи. До этого всё было хорошо, переговоры велись в правильном направлении, но прозвучала эта фраза, и человек занервничал, вышел из себя, в результате переговоры сорваны, сделка провалилась.

При помощи техник НЛП можно предусмотреть и исправить такую ситуацию. Давайте на примере посмотрим, как это сделать.

Меняем сценарий поведения

Давайте попробуем вспомнить какую-то ситуацию из жизни, при которой до определённого момента всё было хорошо, но после какой-то случайно сказанной фразы или слова всё изменилось.

  1. Погрузимся в эту ситуацию. Необходимо представить эту ситуацию в виде фильма, вернее, в виде киноплёнки, на которую записан фильм.
  2. Теперь просмотрим этот кинофильм кадр за кадром. Вот всё идёт хорошо, хорошо, но вот мы дошли до момента срыва, и далее началось неправильное поведение нашего героя.
  3. Отрезаем этот кусок плёнки, где записано плохое кино с неправильным поведением главного героя.
  4. Но при этом оставляем кадры самого момента срыва, кадры с плохой фразой.
  5. Теперь необходимо успокоиться, обдумать ситуацию, и записать другое кино, в котором после ключевой фразы главный герой теперь будет вести себя спокойно и правильно.
  6. Если трудно самостоятельно выработать правильную стратегию поведения, то можно прибегнуть к помощи любимых кино-героев – представить, как бы они себя повели в этой ситуации.
  7. Потом склеиваем новый фильм, приклеив получившийся «правильный кусок» после ключевой фразы. Теперь нужно вновь просмотреть это кино и убедиться, что после ключевой фразы нет никакого срыва, наш герой сдержан и ведёт себя правильно.

Всё. Ситуация исправлена. Любые переговоры пройдут успешно, и сделка состоится.

Прокручиваем новый, исправленный сценарий поведения

Теперь достаточно перенести этот вымышленный фильм в реальную жизнь, и когда в следующий раз возникнет подобная ситуация, уже будет ясно, как себя вести, потому что на этот случай у нас есть учебный фильм.

  • Ситуации в жизни бывают разные.
  • Разными бывают и фразы, которые могут вывести человека из себя.
  • Разными могут быть и сами сценарии.

Поэтому таких «учебных фильмов» нужно записать несколько, для разных жизненных ситуаций. И перед следующей беседой просматривать некоторые из этих «учебных фильмов», которые могли бы пригодиться во время беседы с очередным клиентом.

Точно так же работает процесс при исправлении поведения в отношениях с любимым человеком. Просмотрите фильм со своей последней ссорой и замените проблемный кусок новым решением. Успеха!

Прочтите также:

Понравилась статья? Поделитесь ей