Контакты

О терапии творческим самовыражением. Терапия творческим самовыражением


Психологи, педагоги, работающие в различных направлениях, уже давно используют в своей работе терапию творчеством. Она очень перспективна в работе с детьми и взрослыми. С уверенностью можно сказать, что терапия творчеством эффективна.
Любое творчество - это, прежде всего, способ самовыражения, способ разобраться в себе. Творчество – это сублимация, когда определенные запретные желания, потребности заменяются, например, художественным, литературным и другими образами, чтобы уменьшить психическое напряжение. Продукт творческой деятельности является отражением внутреннего мира человека, чувств, ощущений, мыслей, представлений, внутренних конфликтов.
Нередко продукт творчества помогает приблизить его творца к осознанию того, что скрыто. Язык творчества символичен, как наши сны и фантазии, и такая терапия помогает клиенту понять и интегрировать глубокий смысл этих символов. В терапии творчеством задействована в большей степени иррациональная сторона нашей психики, отвечающая за чувства, интуицию, неосознанный опыт, что тоже является очень важным, потому что для решения многих трудностей в современном мире необходимо обращение именно к этим ресурсам. Творчество – один из способов работы с очень сильными чувствами, а также в моменты, когда переживание трудно выразить словами.
Очень многие решают себя удовольствия лишь потому, что в детстве им кто-то сказал, что это у них плохо получается и человек поставил для себя запрет. Многие считают себя взрослыми и серьезными и потому не занимаются такой деятельностью. Люди с проблемами здоровья нередко считают, что им "не до того", к тому же им мешает неуверенность в своих силах, часто - непонимание окружающих, отсутствие поддержки. Сотрудники библиотек, осуществляющие работу с этой категорией граждан, должны помочь им, в том числе, убедить, что в творчестве по большому счету нет правил. Любой творческий порыв человека должен приниматься как естественное действие, тем самым у творящего уменьшается тревога, напряжение, и человек чувствует себя более свободным. Он просто творит, наслаждаясь процессом. Творит, не опасаясь строгой критики, а тем более - недоумения и насмешек. Тем самым специалист разрушает стереотипы и показывает, что процесс творения сам по себе имеет огромную ценность.
Действительно, для терапии творчеством не обязателен какой-либо опыт. Иногда как раз после такой работы люди начинают рисовать, писать стихи и прозу, петь, шить и так далее. Это связано с тем, что терапия сама по себе помогает человеку раскрыться, а также он получает положительный опыт самой творческой деятельности.
Большое значение имеет достижение ощущения "я это могу", "мое творчество интересно и значимо для других". Это повышает самооценку, самоуважение, делает взгляд на себя, свое место среди других более оптимистичным - что особенно важно для людей с ограничениями по здоровью. Уже сам переход от репродуктивной (воспроизводящей) деятельности к продуктивной (творческой), смена позиции от потребителя к созидателю производит переворот в сознании. Специалисты чаще всего считают, что важен сам процесс творчества, но не его результат. Но "сверхкомпенсация" (достижение высоких результатов) возможна и в этой области. Ведь даже продукт творчества ребенка или взрослого с нарушениями в развитии может обладать эстетической ценностью, быть интересен не только автору, но и другим, поскольку такой человек (в отношении которого принято применять термин "человек с особыми потребностями") имеет специфический жизненный опыт; взгляд на мир такой личности ценен для других своей уникальностью.
При осуществлении любого творческого процесса происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства. Эти чувства проходят некое материальное воплощение в картине, вышивке, фотографии. Они оживают в стихотворении, в процессе театрального действа. Терапевтический эффект при этом наблюдается не только в сам момент творчества, но и в последующем, в воспоминаниях о нем, являясь мощной позитивной доминантой.
Терапия творчеством развивает такие функции, как восприятие, воображение, мышление, внимание. Это имеет огромное значение для людей разного возраста, но особенно - для детей и подростков. Взрослые становятся более внимательными к своим внутренним изменениям, к чувствам и ощущениям. Творчество помогает расслабиться, отключиться от проблем, зарядиться положительной энергетикой участников, найти единомышленников и друзей.
Детское творчество помогает развить чувства меры, красоты, помогает раскрыть детский потенциал, благотворно влияет на моторику, помогает быстрее разобраться в цвете, в форме, нормализует гиперактивность, ребенок быстрее развивается, общаясь со своими сверстниками и получая новые знания и навыки.
Диапазон арт-терапевтического воздействия очень широк. Здесь есть всё: коррекционный, эстетический и развивающий аспекты. Занятия любым творчеством изменяет жизнь человека, оно идёт рядом с ним по жизни, помогая найти самого себя. Оно обогащает нелегкую жизнь людей с проблемами здоровья, дарит новые впечатления, становится своеобразной отдушиной.
Более того, порой оно способствует улучшению здоровья. Определенные виды творчества в чем-то сродни лечебной физкультуре. Например, совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают и помогают развивать фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования, работа большого, указательного и среднего пальцев влияют на работу речевых центров мозга.
Любая творческая деятельность способствует повышению уровня самоконтроля, развивает сенсомоторные навыки и ассоциативное внимание и память, умение выражать в художественной форме свои мысли и чувства, связанные, в том числе, со значимыми проблемными ситуациями. В результате решаются такие задачи, как развитие навыков невербальной коммуникации и творческого самовыражения, укрепляется чувство идентичности, развиваются механизмы психологической защиты. Творчество способствует прояснению осознания системы своих отношений, включая отношение к самому себе. Всё вышесказанное доказывает и обосновывает бесспорное значение организации арттерапевтических мероприятий (или включения их элементов в традиционную практику) в работе с пользователями различного возраста на базе наших библиотек, особенно это касается работы с пользователями, имеющими ограничения здоровья.
Использовать в терапии возможно многое, во-первых, это лепка и рисование в различных техниках, создание масок, боди-арт (например такое направление, как роспись кистей рук), мозаика, гончарное мастерство, фотография. В арттерапии нередко используют сценическое искусство, в том числе, посредством организации кукольного театра, театра марионеток, театра теней и т.п. Шитье, создание игрушек и моделей, коллажей, композиций из природных материалов, работа с песком, создание оберегов, оригами – все это помогает раскрыть себя. Многие виды терапии имеют свои корни в прошлом, в народной, сакральной культуре. Терапия творчеством тесно связана с древним искусством, потому что основана на спонтанности и игнорирует современные критерии для оценки творческих продуктов. Эффективны все виды творчества, но чаще всего используется, пожалуй, рисование (разнообразные его формы). Причин здесь много, в их числе - большая доступность этой деятельности (в сравнении, например, со стихами или музыкой).
При организации любых арттерапевтических мероприятий следует учитывать, что есть несколько условий, которые необходимо соблюдать.
  1. Любое творчество должно быть радостью, здесь невозможно никакое принуждение. Нужно стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству, поддерживать инициативу, а сами занятия обставлять как очень важное, интересное и радостное дело.
  2. Организатор занятий должен сопереживать, радоваться творению вместе с его автором (пусть даже оно еще не очень замысловато), поддерживать стремление совершенствоваться, двигаться дальше, не позволять автору излишне акцентировать внимание на неудачах. Это не означает отсутствия критики вообще, однако, критика должна быть крайне тактичной, доброжелательной и образно говоря "мимолетной".
Здесь нельзя не сказать, что библиотекари могут и должны рассказывать о творческих удачах своих пользователей, вывесив наиболее удачные рисунки на видном месте, устроив персональную выставку фотографий или, например, осуществив издание коллективного сборника стихов. Пусть человек с ограничениями здоровья радуется, любит свое творчество. И пусть им иногда гордится. Пусть видит, как ценится у людей это занятие. Особенно это касается ребенка, подростка. И, может быть, тогда оно станет частью его ежедневной деятельности и поможет ему в его не очень легкой жизни.
Есть многочисленные положительные примеры из практики работы арттерапевтических студий, работающих на базе библиотек, которую посещают "особые" дети совместно с другими детьми на основе интеграции в здоровую среду. Подобные занятия организуются и для взрослых людей с ограничениями здоровья. Важный момент - творческие занятия должны проходить в первую очередь в качестве реабилитации, затем уже носить обучающий характер.
Человек приходит в библиотеку в определённом настроении, со своими проблемами, чувствами и эмоциями. Ему важно не только рассказать, поделиться, но и решить определённый круг вопросов. Как помочь, как понять, что происходит с ребёнком или взрослым, если он сам не может, не хочет, не настроен рассказывать о проблемах, а может и хочет, но эмоции настолько сильны, что нет возможности его правильно понять и принять. Но выход есть – предложить заняться творчеством, отрешиться от всего, настроиться на своё настроение и посмотреть внутрь себя, понять, что является главным и важным в этот момент и "творить свою жизнь на листе". И в результате мы получим не только выход эмоций, но и способ релаксации.
Именно библиотека может быть центром творческого, эмоционального развития личности, особенно детской. Другой социум (дети и взрослые), отличный от дома, школы, интерната, подразумевает новое общение, доверие, познание, возможность разделить свои увлечения с таким же, как ты. В библиотеке мы, специалисты, должны стремиться к этому, людей с ограничениями жизнедеятельности должны встречать не только книги и знания, увлечения и досуг, но и доброжелательная, комфортная атмосфера. Атмосфера, свободная от навязывания стереотипов, принятие человека таким, каков он есть, уважение и понимание.

Преимущество метода исцеления души, в основе которго лежит рисунок, танец, театр, музыка или движение, в том, что пациенту даётся возможность самовыражения без слов. А так как происходящее в фантазиях тесно связано, как правило с событиями реальной жизни ребёнка, у нас появляется возможность увидеть мир его глазами.

Мы с десятилетней Олей подходим к игрушкам, - рассказывает Наталья Кобкина, специалист по драммотерапии детей и подростков. - Я прошу девочку посмотреть на игрушки и выбрать одну. Оля выбирает белую зайчиху. Я прощу дать зайчихе имя. Оля выбирает имя Минни. Спрашиваю девочку, как дела у Минни, и получаю ответ:
- Я же заяц, значит должен бежать. Извини...
- Я спрячусь в скалах, мне страшно! - при этом она прячет Минни за спину.
- Чего ты боишься?
- Шума. И лесных зверей, - отвечает она. - Я хочу забраться в большие скалы и спрятаться там. Не хочу, чтобы меня нашли.
- Почему? - спрашиваю я.
- Они меня разорвут. Большие звери съедят меня, потому что я маленький зайчик, а тигры и слоны могут меня растоптать.

Оля нуждается в лечении из-за проблем в общении, замкнутости. При помощи Минни нам удалось поговорить о чувствах девочки, которую недолюбливают в классе.
У неё не было друзей, она отказывалась принять это, но замкнулась в себе.

Лечение творчеством

Это общее название целого комплекса воздействий различных видов искусства, чья цель - укрепить здоровые проявления в человеке, поддержать процесс изменения к лучшему его души и тела. Лечение творчеством основывается на раскрытии себя в рисунке, драме, литературе, музыке, театре - для больших и маленьких, здоровых и нет, всех и каждого.

При помощи фантазии пациент не только развлекается, но проявляет тайные мотивы своего поведения. События в выдуманном мире обычно связаны с реальными событиями, что позволяет проникнуть в то, что ребёнок скрывает, увидеть мир его глазами.

"Творчество даёт свободу самовыражения, позволяет оторваться от действительности и взлететь на крыльях фантазии, - говорит Наталья. - В терапии важен сам акт творения, а не его плоды. Вначале вообще нет никакой связи с талантом или творческими способностями. Во всех нас они присутствуют, а особенно в детях. Но в отличае от взрослых малыши не скованы стремлением к отличному результату и могут действовать совершенно свободно."

Важно, чтобы ребёнок занялся тем видом творчества, который му по душе, а не тем, который ему подходит по мнению родителей. На терапию направляются дети, имеющие проблемы в поведении или общении, страдающие от стресса, гиперактивные, с проблемами в учёбе, замкнутые в себе. Творческий процесс позволяет использовать те символы, что связаны с самозащитой человека, подобно свободным асоциациям, используемым в конвенциональном психоанализе, подобно той защите, что мы чувствуем во сне.

В процессе игры ребёнок может отделиться от проблемы, которая его беспокоит, переложить её на другого - куклу, нарисованный образ или на того, чью роль играет. В игре проявляются важные ситуации из жизни ребёнка, он открывает свои чувства без боязни. Его чувства, желания, потребности переносятся на вымышленный образ. Так ребёнок может увидеть себя сос стороны, увидеть проблему и избавиться от неё.

Драмотерапия - раздвоение личности

Истоки драмы кроются в Древней Греции, смысл слова - действие, занятие. Драматическое действо в терапии использует любые способы выражения - взгляд, черты лица, движения тела, пантомиму, ролевую игру, кукольный театр, карнавал масок...

Наш актёр проявляется сразу в двух образах, который он играет и как свой собственный прообраз. В игре ребёнок вновь проживает свой день, совмещая реальность и фантазию. С помощью фантазии он словно отдыхает от реальности, видит её сос стороны. Он покидает на время своё привычное Я, он сам себя создаёт, возникает незнакомец с другими мыслями, чувствами, поведением.

По словам Натальи Кобкиной, драмотерапия особенно подходит детям, ведь в детстве игра приносит так много удовольствия. Многие взрослые считают ролевые игры баловством, особенно те, которые тщательно подавляют всякое проявление ребячества в себе. Они воспринимают игру как угрозу. Дети же наслаждаются игрой, легко меняют роли, костюмы, возятся с куклами. И с помощью драмотерапии происходит освобождение, проблемы решаются, и ребёнок учится управлять собой, постигает искусство жить среди других, общаться, работать в коллективе и справляться с любой ситуацией.

Лечение движением - разрядка и освобождение

Зал для терапии в движении представляет большое и уютное помещение, на полу которого брошены маты, чтобы дети могли прыгать и падать сколько угодно, везде игрушки, которые можно пинать и бросать, а со стен и потолка свисают кольца, мячи, другие снаряды. Эта терапия основывается предположении о существовании о тесной связи между душой и телом.

"Движение становится непосредственно общением, - говорит Алексей Ягодный, специалист по лечению детей с помощью телодвижений. - При помощи тела можно проследить душевный настрой и вести беззвучный лечебный процесс. Терапия в движении подходит для всех, ведь речь идёт о тех первичных навыках, которыми владеет каждый. Тем детям, которые не могут выразить себя с помощью слов, этот метод подходит лучше всего. Иногда истоки проблемы кроются в том периоде, когда малыш ещё не говорил. При помощи движений мы возвращаемся в то время и находим пути к исцелению. А поскольку движение зачастую связано с музыкой и ритмом, мы иногда используем музыкальные инструменты: барабаны - для быстрого танца, погремушки и серьёзные инструменты - для долгих композиций".

Алексей рассказывает, что большое внимание уделяется взаимодействию с окружающей средой. Тут необходима помощь родителей, учавствующих в занятиях и проходящих соответствующий инструктаж.

Такая терапия подходит и детям - аутистам, и детям с другими проблемами в общении.

"Иногда ребёнку не под силу выразить свои чувства словами, - говорит Алексей. - потому что он считает их запретными или угрожающими другим. В процессе лечения он выражает себя в движении - и получает разрядку. Здесь ребёнку позволено любое физическое проявление, и он знает, что окружающие поддержат его. Здесь возникает связь без слов, приближающая детей к полноценному общению, дающая чувство понимания".

Лечение музыкой - опыт физического контакта

Алла Силаева, специалист в области лечения музыкой детей-аутистов, рассказывает: "Музыка не требует слов, в этом её преимущество. И подходит всем. Многим людям, особенно детям, трудно учавствовать в лечении, основанном на беседе. Музыка же позволяет проявить свои чувства, желания, ощущения без угрозы, слышной в словах. Этот путь подходит тем особым пациентам, кому легче обойтись без слов".

Терапия опирается на составные части музыки - мелодию, пение, ритм - путём использования известных мелодий. Музыка изменяется в соответствиями с ощущениями пациента.

"Моя цель - сопровождать ребёнка постоянно, принимать его таким, какой он есть, и помочь его понять самого себя. Я стучу в ту дверь, которую он открывает. Вместе с одними мы сочиняем мелодии, другие любят петь, а кто-то танцевать. Агрессивные дети снимают агрессию, занимаясь музыкой, бьют в барабан, шумят, избавляясь от избытка энергии. Иногда кто-то полгода раскладывает барабанные палочки в тишине и вдруг взрывается морем звуков. А я терпеливо жду, потому что у каждого свой темп.

В работе с аутистами важно дать им представление о своём теле и своём Я. Когда тело ребёнка отзывается (естественно!) на звуки музыки, он ощущает каждый орган - ножки, ручки, животик. Так он осознаёт своё тело - через музыку, а не через грубые прикосновения", - говорит Алла.

Музыка и движение тесно взаимосвязаны, так что музыкотерапия сочетается с терапией в движении. Музыка - единственный вид искусства, заставляющий нас плясать, связующий воедино душу и тело. Таким образом, лечение музыкой полезно тем, кто теряет взаимосвязь сос воим телом, не любит его.

Обнаружено, что ритм воспринимается телом человека лучше, чем сама музыка. Дыхание, походка, сердцебиение и секс - все они подчиняются определённому ритму.

Лла говорит, что одна из наиболее важных процедур для детей-аутистов связана именно с ритмическими музыкальными инструментами, организующими и направляющими ритм. Игра на них стимулирует двигательные навыки и даёт чувство самовыражения. Занятия музыкой позволяют развивить у детей-аутистов те навыки, которые невозможно развить никакими дургими способами.

Под звуки музыки они легче осваивают новые движения. Дети, не владеющие речью совершенно, производящие впечатление отсутствующих в нашем мире, при помощи музыки способны научиться принимать участие в выступлениях и легче развивают речь.

На более продвинутом этапе лечения можно попробовать самим сочинить мелодию, что требует от ребёнка внимания, умения сосредоточиться и сотрудничать с другим человеком.

Так с помощью музыки аутист учится налаживать связь с внешним миром - связь, которая не прервётся за стенами лечебницы.

Пластика - определение твоего места в мире

Елена Гошева, занимающаяся с детьми лепкой и рисунком, учит их так: "Зажмурьтесь и погрузитесь в свой мир, в своё воображение... Осмотритесь хорошо вокруг - на что это похоже? Представьте своих близких - какими вы их видите? Попробуйте перенести их образ на бумагу. нарисуйте свой мир, найдите в нём место каждому предмету. Найдите в нём место для себя..."
Рисунок открывает дорогу к понятию внутреннего мира детей. С помощью лепки и живописи дети отображают всё то, на что у них не хватает слов. На бумаге легче упорядочить свои чувства, понять самого себя.

"До десяти лет почти все дети рисуют, это часть нормального развития, - говорит Тамара Николаева, специализирующаяяся на терапии с помощью изобразительного искусства. - До этого возраста рисунок - часть игры, естественный способ самовыражения. Позже появляется критичность к своим работам, к работе относятся как к проверке способностей. Малыши же очень увлечены процессом и материалами, пользуются разнообразными красками, карандашами, углём, клеем, пластилином, песком, пёрышками..."
При помощи красок, фигур и линий дети приоткрывают нам свой внутренний мир. Рассматривая рисунки, мы узнаём о жизни своего реьёнка - какими он видит нас, свою семью, как он чувствует себя в этой жизни.

"Важно помнить, что рисунок - это лишь повод начать беседу, - подчёркивает Тамара.-Рисунок никогда не откроет взрослому однозначной правды, рисунок лишь отражает чувства ребёнка. Поэтому нужно выяснить у малыша, что он хотел изобразить, что значат для него нарисованные предметы".

Например, если в детской работе много чёрного цаета, можно предположить, что он в депрессии и "видит всё в чёрных тонах", а на самом деле для этого ребёнка чёрный цвет ассоциируется всего лишь с соседской собакой, с которой он дружит и которая для него - радость и счастье.

Так что нужно не обощать, а анализировать работу на основе дружеского разгоаора с малышом.

У некоторых детей рисунки свидетельствуют об их отношении к жизни, у других работы отражают тот мир, в котором им хотелось бы жить. Так что важно дать каждому возможность разъяснить, что же он имел в виду.

Рисунок совсем не обязан быть реалистичным, многие дети выражают себя, используя линии, пятна, сочетание красок или геометрических фигур.

Не менее важной частью терапии является возможность для детей возможность вдоволь повозиться с материалами, выпаскаться в них. Например, при работе с песком (отличный подручный материал для любого возраста!) Песок приятно трогать, пересыпать. Если добавить воды - его можно замесить и лепить фигурки, высушить и снова намочить. Игра с песком даёт простор фантазии, можно строить пещеры и замки, топить и закапывать. В ящик с песком можно добавить игрушки и разные предметы, это позволит создать целый воображаемый мир. Песок превращается в море и сушу, поле боя, горы, пляж и ещё, ещё, ещё...

Другое преимущество песка - фигуры из него легко разрушить. Агрессивный ребёнок сам пушается своего желания нанести вред окружающим, тех сил, что бушуют в нём. Строя из песка, он выражает свои чувства, он хозяин этого созданного им же мира и вправе сохранить или разрушить его. В процессе терапии мы предполагаем, что ребёнок научится освобождаться от злости, управлять ею, перестанет бояться наказания и разрушительной силы своего гнева.

Играя с материалами, мы даём детям физичекое ощущение свободы. Ребёнок, извозившийся по уши в подручных материалах и не боящийся получить замечание, полностью погружается в работу и максимально раскрывается в ней.

Если Вы возьмете лист бумаги, краски или карандаши и нарисуете все, что придет вам в голову, то хороший специалист сможет по этому рисунку определить ваше психологическое состояние, прочитать ваши проблемы и страхи. Выполните это задание и взгляните на рисунок, который у Вас получится. Пустая середина или нет? Весь лист занят или где-то сгруппирован в одном месте? Какие краски преобладают красные, черные, коричневые или светлые? А может линии правильные, ровные, но мертвые и бездушные? Это может увидеть не только специалист, но Вы сами можете определить, что пора лечить душу. Именно это изучает Арт-терапия - это метод исцеления творчеством человеческих душ.

Каждый способен к самовыражению различными способами, через подбор прически и одежды, через движение, через рисунки, через поэзию и прозу. Для любой творческой личности – это единственная возможность заявить о себе, рассказать о своих чувствах, переживаниях и мыслях. Не правильно делить людей на нетворческих и творческих. Все люди способны творить, только разная в этом необходимость, у кого-то сильнее, у кого-то слабее. Именно Арт-терапия дает возможность для самовыражения, для удовлетворения своих потребностей. Это и есть основная ее задача.

Арт-терапия использует творческие возможности человека. Чтобы выразить себя через рисунок, совсем не обязательно быть художником. Важнее внутренний мир, чем правильность выполнения рисунка. Понимание языка творчества, умение его использовать помогают открывать новые качества в себе и других людях. Позволяет лучше понимать свои желания и потребности, противоречия и ресурсы. Не так просто овладеть этими качествами, но владение ими дает новые возможности, открывает новые горизонты. Задача, которую ставит и решает арт - терапия это не научить человека рисовать, сочинять музыку и стихи, а научить творить в самом широком смысле этого слова. Творить свою судьбу, свою жизнь, так как этого хочется самому человеку.

Сегодня, увы, забывается творческий подход к своей жизни. Сейчас большинство людей придерживается мнения, что жизнь людей предопределена еще с детства, уверены, что общество само диктует нам свои условия. Сегодня человек все чаще живет в постоянной борьбе за выживание, главное изворотливость, скорость, напористость, сила. Мы все чаще привыкаем смотреть на вещи с практической точки зрения, с точки зрения личной выгоды. Если есть проблема, те есть и есть и ее решение. Нам надо делать то одно, то другое, мы должны. А что и кому мы должны?

В арт-терапии используются символические образы, именно через них нам открывается доступ до этих не известных нам возможностей и способностей, развиваются различные способы мышления, меняется восприятие, оно становится более полным. Появляется возможность лучше себя понять, получить больше уверенности. Это возможность прояснить смысл через формирование понимания уникальности своей личности.

К творчеству мы относим различные виды деятельности человека, для достижения определенной цели. Творчество - это и лепка, и рисование, и танцы, и сочинение стихов и музыки, и многие другие виды действия.

Арт-терапия - это относительно новое направление психиатрии, хотя основы уходят все к тому же З.Фрейду. Это не медикаментозное лечение заболевания, а метод раскручивания внутренних возможностей и способностей человека, раскрутка креативности, внутренней гармонии и развития человека. Арт-терапия полагается на свойство человека отражать свое внутреннее состояние в визуальных образах.

Человек, который ощущает горе или радость, боль, поражение или победу, может нарисовать свое состояние, выразить в стихах и танце, может отразить это состояние в музыке. Приемы, которыми пользуется Арт-терапия позволяют снимать психоэмоциональное напряжение, открыть творческие способности, изменить отношение к миру, к близким и окружающим людям. Не надо иметь профессиональную подготовку для работы в данном направлении, не надо иметь каких-то специальных способностей. Самое главное - получать удовольствие от самого процесса от того, что делаете.

Обратите внимание на картины различных авторов, ведь каждая из них несет свои эмоции, это выплеск эмоции, где-то положительных, где-то нет. Аналогичное явление, мы можем видеть и в литературе, и в музыке. Творчество позволяет посмотреть на свой внутренний мир со стороны.

Музыка для печени!

Не надо доказывать и объяснять, что музыка на нас оказывает удивительное влияние. Сейчас можно встретить различные музыкальные альбомы: " Печень", "Мигрень", "Пищеварение". Эта музыка пользуется большой популярностью, для лечения различных систем организма. Действие происходит на психологическом уровне, музыка вызывает потрясение, волнение. Попробуйте найти свое музыкальное произведение, которое отразит ваше эмоциональное состояние в данный момент времени, успокоит или взбодрит. Музыка всегда вызывает сильные эмоции в душе, несет заряд энергии, благоприятно воздействует на человека.

Попробуйте услышать "внутреннего ребенка"

Могут возникнуть мысли, стыдно и несерьезно во взрослом возрасте заниматься лепкой, рисованием, но это большое заблуждение. А в душе каждого очень серьезного и очень взрослого человека всегда живет внутренний ребенок, который только и ждет, когда его хозяин, сняв все ограничения и штампы "серьезности", опять прикоснется к светлому и прекрасному миру творчества и детства.

А что по этому поводу говорит наука?

Физическая боль уменьшается от созерцания прекрасного - это научно доказано учеными неврологами университета Бари (Италия). Участники эксперимента выбирали из сотни предоставленных им картин 20 прекрасных и 20 некрасивых картин (по мнению участников). Потом у них, с помощью лазерного импульса, вызывали болезненные покалывания и просили просматривать, неотрываясь, отобранные картины. При подведении итогов эксперимента обратили внимание, что когда испытуемые смотрела на прекрасные картины, в том числе и Боттичелли, их ощущения были меньше почти на треть, чем при просмотре «некрасивой картины» или вообще пустого холста.

Предисловие к пятому, переработанному и дополненному изданию……………. 5
Вступительное слово Мартина Ленца……………………………………..6
Введение. Психотерапия как искусство…………………………………..8
ЧАСТЬ I. ИЗ ПРАКТИКИ — ДЛЯ ПРАКТИКИ……………………………………17
Глава 1. Воплощающий диалог…………………………………………..19
Подпитывающий диалог…………………………………………………21
Отражающий диалог……………………………………………………26
Диалог в позиции визави………………………………………………31
Терапевтическая песочница как возможность построения диалога……………..35
Глава 2. Картины-мазилки……………………………………………..39
Картины-мазилки: От эксперимента к теме………………………………. 39
Картины-мазилки: От темы к изменению…………………………………..42
Картины-мазилки и отпечатки…………………………………………..50
Глава 3. Чувства…………………………………………………….53
Важные замечания…………………………………………………….53
Картины чувств и скульптуры чувств…………………………………….55
Звезда чувств……………………………………………………….62
Теневые чувства……………………………………………………..71
Картины в рамках…………………………………………………….76
Работа с чувствами при помощи текстильных материалов…………………….90
Прощальные открытки и картины из пепла…………………………………96
Грамматика чувств……………………………………………………104
Глава 4. Процессы изменений и превращений………………………………114
The Next Generation и картины надежды………………………………….114
Картины-превращения………………………………………………….122
Ан Хуа, или Воплощение тайны в виде образа……………………………..127
Книга в книге, или Книга-спутник………………………………………140
Глава 5. Представление межчеловеческих отношений в виде картин и объектов….146
Панорама отношений…………………………………………………..146
Представление отношений в пространстве с помощью терапевтической песочницы, красок и кукол……151
Представление отношений в пространстве: конфигурации из бумажных фигур……………………..154
Шеринг-портрет……………………………………………………………………… 164
Совместное рисование. Представление отношений в виде картин в терапии супружеских пар………..172
Глава 6. Образ Я……………………………………………………………………..178
Образ Я. Нарисуй свое имя…………………………………………….178
Рисование автопортрета вслепую………………………………………..182
Мандала Моего Тела…………………………………………………..185
Цветок женской сущности, цветок мужской сущности………………………..198
Мандала личного пространства………………………………………….203
Глава 7. Терапевтический триптих………………………………………209
Глава 8. Активное символизирование…………………………………….224
Общие замечания……………………………………………………..224
Волшебные палочки………………………………………….. ………227
Маленький Пожиратель Снов и его родственники……………………………229
Ангел-хранитель и другие сказочные символические образы………………….232
Убат — дух семьи…………………………………………………….236
Глава 9. Групповые формы работы……………………………………….242
Полилог как вариант работы в группе……………………………………242
Техника «Картины, сопровождаемые пением»……………………………….245
Песочные картины, картины-танцы……………………………………….249
Глава 10. Терапия с помощью сказок и историй………………………….. 255
Две сказки………………………………………………………….259
Терапевтические подходы и перспективы в работе со сказкой………………..267
Эхо и идентификация………………………………………………….267
Применение «субъективного уровня» в работе со сказкой……………………269
Копинг-стратегии…………………………………………………….275
Сказки как метафоры………………………………………………….284
Глава 11. Компас сенсорных ощущений……………………………………288
Глава 12. Опора в терапии на телесный и двигательный опытчеловека……….. 295
Единство движения и переживания……………………………………….295
Движения Моего Тела………………………………………………….296
Впереди — позади / вперед — назад……………………………………..297
Справа — слева / направо — налево……………………………………. 302
Внутри — снаружи / внутрь — наружу…………………………………… 306
Наверху — внизу / вверх — вниз………………………………………..309
Состояния Моего Тела в Мире…………………………………………..312
Спокойно — беспокойно………………………………………………..313
Четко — нечетко……………………………………………………..316
Узко — широко……………………………………………………….319
Напряженно — расслабленно…………………………………………… 321
Живое — неживое……………………………………………………..323
Жить в ладу с самим собой — жить в разладе с самим собой…………………324
Важные указания……………………………………………………..327
Глава 13. Образ тела в нашей психотерапевтическойпрактике………………..332
Основы работы с образом тела………………………………………….332
Работа с образом тела в индивидуальной психотерапии……………………..341
Обделенная часть тела………………………………………………..350
Глава 14. Рисунок и слово…………………………………………….355
Процесс и продукт……………………………………………………355
Вопросы, основанные на представлении о человеке как целостности…………..356
Идентификация……………………………………………………….357
Линии и пути………………………………………………………..359
Ассоциации к формам и цветам………………………………………….361
Пустые пространства………………………………………………….363
Внутреннее видео…………………………………………………….365
Картины (рисунки) как социограммы……………………………………..368
Чувственное познание смысла картины………………………………….. 369
«Второстепенное, побочное»……………………………………………371
Глава 15. Материалы, форматы, фокусировки…………………………….. 374
Когда какой материал использовать……………………………………..374
Газетная бумага……………………………………………………..382
Значимые объекты, объекты контакта, объекты превращения………………….385
Форматы и фокусировки………………………………………………..390
ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ………………………………401
Глава 1. Теория и практика……………………………………………403
Глава 2. Что нам ближе всего, или Шесть неотъемлемых принципов нашего подхода к психотерапии………….411
Психотерапия центрируется на человеке как целостности……………………411
Психотерапия способствует изменению ригидных моделей…………………….422
Психотерапия — это отношения………………………………………….434
Психотерапия уважает компетентность клиента…………………….. 439
Психотерапевтическая диагностика процессуальна и нацелена на взаимодействие и диалог…………………443
Психотерапия преследует скорее намерения, чем цели…………. 452
Глава 3. Особенности психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности…………….456
Хватать руками — схватывать умом………………………………………456
Воображение — сила внутренних образов………………………………… 465
Глава 4. Образ тела в психотерапии…………………………………….481
Схема тела и образ тела………………………………………………481
Работа с образом тела как способ вдохнуть жизнь в тело…………………..485
Глава 5. Художественный и терапевтический процесс……………………….493
Глава 6. Терапевтические отношения…………………………………….506
Резонанс, перенос, сцена……………………………………………..506
Тридентичность в терапевтических отношениях…………………………….511
Вопросы, обратная связь, шеринг……………………………………….514
Глава 7. Основные линии практической работы психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности…………518
Изменение перспектив, точек зрения и отношений………………………….519
Воплощающий диалог…………………………………………………..523
Идентификация в игре…………………………………………………524
Интеграция………………………………………………………….526
Библиография………………………………………………………..529

Бурно Марк Евгеньевич - врач психиатр-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по Здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации» (Москва).

Родился в 1939 году, окончил 2-й Московский Государственный Медицинский Институт им. Пирогова в 1963 г. С 1963 г. по 1965 г. работал врачом-психиатром в Калужской области, а с 1965 г. по 1970 г. - психиатром-психотерапевтом и наркологом в Психоневрологическом диспансере № 2 (Москва).

В 1969 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук «О личностях, особенно предрасположенных к алкоголизму». В 1970 г. избран по конкурсу на должность ассистента кафедры психотерапии РМАПО, в 1976 г. - на должность доцента. В 1998 г. приглашен Федеральным центром по психотерапии (при Психоневрологическом институте Бехтерева в Санкт-Петербурге) защитить докторскую диссертацию по докладу «Терапия творческим самовыражением». К тому времени этот психотерапевтический метод, разработанный М.Е. Бурно, сложился в отечественную школу-направление. Защитил докторскую диссертацию в том же году. В 1999 г. избран по конкурсу на должность профессора кафедры.

Имеет более 200 публикаций, из которых 7 книг и 4 главы в руководствах. С 1983 г. ответственный по кафедре за работу с клиническими ординаторами. Под научным руководством М.Е. Бурно защищены 4 кандидатские диссертации. Читает основные курсы лекций по психотерапии, обучает слушателей и клинических ординаторов методам клинической психотерапии, которыми владеет смолоду.

Книги (5)

Клинический театр-сообщество в психиатрии

В книге обобщен опыт 15-летней работы с особым лечебным театром в психиатрии. Это не Психодрама и не Драматерапия.

Это частица отечественного клинико-психотерапевтического направления-школы — Терапия творческим самовыражением М. Бурно. Настоящий театр-сообщество помогает жить с целебным светом, смыслом в душе — даже тяжелым пациентам с хроническими тревожно-депрессивными расстройствами, переживанием своей неполноценности, чувства одиночества, бессмысленности своего существования.

Для психотерапевтов, психиатров, клинических психологов, социальных работников.

О характерах людей

Очерк этот считаю психотерапевтическим в широком смысле и потому, что, быть может, с облегчением увидим-почувствуем из него характерологическую природность каких-то наших слабостей, тягостных переживаний, проступков и т. д. Простим себе то, что возможно простить. Простим и другим их природные слабости. Разглядим у других людей важное, ценное и для нас переживание, умение, не доступное нам.

Как важно, особенно для самобытного, талантливого человека, быть самим собою на своем жизненном пути в Человечестве, делать в жизни свое Добро, совершенствоваться в своем, то есть в том, что получается лучше, нежели у многих других, и лучше, чем другое у тебя же...

Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением

Терапия творческим самовыражением (ТТС) — отечественный психотерапевтический метод, созданный, разработанный (в настоящем его состоянии) профессором кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования М.Е. Бурно и многими его последователями. Корни метода — в классической клинической психотерапии стран немецкого языка и России, в российской культуре и природе.

Более десяти лет метод применяется, развивается у нас и в зарубежье психотерапевтами, психологами, педагогами; создаются новые варианты метода (в том числе внелечебные).

Настоящее Руководство создано исследователями-практиками, работающими в ТТС. Руководство поможет практически применять этот сложный одухотворенный метод при различных душевных расстройствах и «здоровых» трудностях.

Книга адресована психиатрам, психотерапевтам, психологам, педагогам, теоретикам психотерапии, философам, культурологам, всем интересующимся терапией духовной культурой.

Терапия творческим самовыражением

В книге представлен многолетний опыт эффективной психотерапии психопатий и малопрогредиентной шизофрении с дефензивными проявлениями.

Подробно изложен разработанный автором психотерапевтический прием — терапия творческим самовыражением. Прием включает в себя различные методики терапии творчеством — терапия созданием творческих произведений, творческим общением с природой, с литературой, искусством, терапия творческим коллекционированием и т. д.

Понравилась статья? Поделитесь ей