Контакты

Звуки,. Буквы Зз

Тема: Дифференциация звуков [С], [Сь] - [З], [Зь].

Цель:

  1. Учить диффенцировать и правильно произносить звуки [С] , [Сь] - [З] , [Зь].
  2. Закрепление навыка составление звуко- слоговых схем.
  3. Звонкие и глухие согласные. Правописание парных согласных в конце слова.
  4. Подобрать родственные слова к слову заяц.
  5. Закрепление употребления предлогов за, из-за.
  6. Развивать мелкую моторику и логическое мышление.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы научимся различать звуки [С] , [Сь] - [З] , [Зь].
- Чем похожи звуки [С] , [Сь] - [З] , [Зь]?
- Чем они отличаются?
Ответьте мне ещё раз на вопрос какие звуки мы будем сегодня
различать?

3. а) Дифференциация звуков [С] , [Сь] - [З] , [Зь] в слогах.
Дети встали в круг. В середене круга - логопед. Логопед бросает мяч и произносит слоги со
звуком с или з.

Ребёнок ловит мяч и повторяет слог, изменив в нём звонкий звук на глухой или наоборот.
са - за ста - зда ся - зя и т. д.
со - зо сто - здо
су - зу сту - зду
сы - зы сты - зды
сэ - зэ стэ - здэ
б) Дифференциация звуков [С] , [Сь] - [З] , [Зь] в словах.
Каждый ребёнок получает по 2 картинки.
Посмотрим вокруг - в группе много предметов с изучаемыми
звуками. Назовите предметы, о которых я думаю. В слове один слог,
первый звук с. (Стол, стул.) В слове первый звук з, последний - а.
(занавеска.) Какой изучаемый сегодня звук вы услышали в середине
этого слова? (звук с).

3. Звуко-слоговой анализ.

Слова: замок, санки.

4. Родственные слова.

Назовите зверей, в названиях которых есть изучаемые звуки. (заяц, зебра,
лось, лиса,)
Подбор родственных слов к слову заяц.
назовите зайца ласково - зайчик, зайка, заинька
волки любят лакомиться - зайчатиной
кого называют трусишкой - зайчишку



5. Закрепление употребления предлогов за, из -за:

добавление предлогов в предложения:

Зайка сидит… кустом.
Зайка выглядывает …куста.
Зоя сидит …сосной.
Дети сидят …столиком.
Дети встают…столика.
Зоя посадит незабудки …беседкой.
Соня вынимает бант …спины.
Лиза сидит на скамейке…домом.
Козлёнок пасётся на поляне…лесом.

6. Физкультминутка -логоритмическое упражнение.

7. Дифференциация С -З на письме.

а) «Какая буква потерялась С или З?»
Дети вписывают в слове недостающие буквы. Я вам принесла таблички с написанными словами, но в них не хватает по одной букве: _онт; ва_а, _ом, _ито.
б) Знакомство с написанием парных звонких и глухих согласных на конце
слова.
Логопед объясняет написание парных согласных в паре слов:
тазы - таз.
- какой звук слышится на конце слове таз? Ответ детей: на конце слова слышится
глухой звук [с]. Это звонкий согласный звук з на конце слова теряет голос, оглушается, и слышится звук с. Послушайте слово тазы. Когда после согласного З стоит гласный Ы, тогда точно слышится звук з. Посмотрите, в слове тазы пишется буква з. Значит и в слове таз пишется также буква З.
Логопед делает вывод.

Цель: обучение различению звуков [з]- [зь] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, правильному обозначению их на письме.

Задачи:

Дидактические:

  1. Учить различать звуки з-зь, оппозиционные по твёрдости – мягкости.
  2. Учить соотнесению звуков з–зь с буквами Зз, познакомить с нормами артикуляции з–зь.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в выделении звуков з-зь;
  2. Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза; предупреждать ошибки, связанные с зеркальным написанием букв.
  3. Обогащать словарный запас слов со звуками з, зь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение сотрудничать, соблюдать правила работы в паре.
  2. Воспитывать умение сопереживать, помогать другим.

Оборудование: Звуковые сигналы, кассы, зеркала, бобы и кусочки ткани на каждого ребёнка, презентация , заглавная и прописная буквы Зз на каждого.

Ход занятия

Орг. момент:

психологический настрой – пожелание успеха:

Соединяют пальчики:

Желаю успеха большого всегда и везде, удачи тебе на занятии!

I. Правило занятий:

На занятии наши глазки смотрят и всё видят,
Ушки слушают и всё слышат,
Голова хорошо думает.

– Кто готов заниматься по правилу?

Пользуясь нашим правилом, назовите предметы и выделите из названий 2 звук и сложите слово(СЛАЙД 2)

  • Школа – к
  • Роза – о
  • Змея -м
  • Шар – а
  • Крокодил – р

– какое слово получилось? Как назовём его ласково? (комарик) (СЛАЙД 3 – комар)

«Вдруг откуда-то летит наш герой – комарик.
И в руках его горит маленький фонарик.»

А какую песенку он поёт? З-З-З-З…(хором)

Он прилетел не один (СЛАЙД 4)

«Вылетает из бельишка и малыш наш, комаришка.»

Он поёт нежную песенку: ЗЬ – ЗЬ –Зь…(хором)

– Какой звук услышали в песне комара? Комаришки?

Сформулируйте тему занятия, определите цели…

II. Сравним звуки з, зь по артикуляции.

Зеркала – з. Что делают губы, где находится язык? Какая воздушная струя? (СЛАЙД 5 – графическое обозначение З)

Зь – что делают губы, где находится язык? Какая воздушная струя? (губы, язык больше напряжены) (СЛАЙД 6 – графическое обозначение ЗЬ)

Характеристика – отличие [з] –[зь]. Обозначьте сигналами.

Какой буквой обозначим? Куда смотрит? На что похожа З? (СЛАЙД 7) «Внимательно ты посмотри, ну, совсем как цифра 3. Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя».

Изобразим руками (СЛАЙД 8)

«Четыре пальца полукругом
Ровно встали друг за другом.
Большие прямо мы оставим
И влево вместе их направим…»

III. Пропедевтика зеркального написания буквы З.

Карточка:

Подчеркните буквы З, а Е зачеркните:

З З Е Е з е З З Е З е З Е З Е З (СЛАЙД 9 – ПРОВЕРКА - 9 букв)

IV. Дифференциация твёрдых – мягких согласных. Чтение.

Вспомним, с какими гласными дружит З, прочтите слоги комара.

С какими гласными дружит комаришка? А как ещё можно обозначить мягкость З на письме?

З аоуыэ
З яёюие ь

V. Развитие фонематического восприятия.

Телефонный звонок.

«Д. Я слушаю. Постараемся помочь.»

«Дети, звонила девочка Лиза. Она тоже собиралась на занятие, но пока собиралась, её любимый кот Мурзик (СЛАЙД 11 – КОТ) попал в страну Зазеркалье. Как вы считаете, надо помочь Лизе – выручить Мурзика?

А комар и комаришка расскажут. как нам попасть в эту страну. Для этого надо выполнить задание. Готовы?

Покажите боб. Если услышите звук комара – з, ткань – если услышите звук комаришки – зь.

За, зе, зё, зи, зю,зы,
Зима, зубы, композитор, зяблик.
Закрыли глаза: возьми, пролезли, зеркало.
Открыли, язык прикусан: зазеленел, зазвонил, заморозил.

Итоги: апплодисменты – если выполнили правильно.

VI. Развитие внимания, памяти:

Молодцы! С заданием справились, быстрее бежим в страну Зазеркалье.

Стоя – бегут. Сели, глаза закрыли. На столах меняю тетради, пеналы.

Мы в Зазеркалье. Что изменилось?

Поможем Лизе – выручим Мурзика, выполнив задания.

Покажем рукописные буквы комара и комаришки. (СЛАЙД 12 – БУКВЫ Зз – прописываем в воздухе под счёт)

Открыли тетради. Запишите букву З, если в названии услышите нужный звук. Подчеркните з –синим, если твёрдо. Зелёным – если мягко.

Как пишем названия городов, а если з - в середине слова?

Загорск, Белозерск, Череповец, Зубцов, Ижевск, Рязань, Сокол, Грозный, Златоуст, Емецк, Фрунзе, Вильнюс, Пенза.

Проверка – (чтение, объяснение написания) Какие города запомнили?

VII. Справились с заданием, комар и комаришка говорят, чтоб дальше помогать Лизе и Мурзику, выполним зарядку:

Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать.
Приседать, вставать, прыгать и скакать.

Зарядка для глаз – (СЛАЙД 13)

VIII. Чтоб помочь Лизе и Мурзику, надо поработать в паре.

Ознакомьте наших героев с правилами работы в паре. (СЛАЙД 14)

Карточка, (СЛАЙД 15) А что надо сделать?

  • Зу ма
  • ба зон
  • зи бы
  • за зар
  • га мок

Проверка – читают слова, называют, где твёрдо, где мягко.

Дети, а что такое газон?(Словарь – площадка в саду, в парке, засеянная травой, обычно коротко подстриженная)

(СЛАЙД 16 – ГАЗОН)

Развитие мелкой моторики:

1, 2, 3, 4, 5 – вышел дождик погулять.
Шёл неспешно, по привычке.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
– По газону не ходить!
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»
И ушёл, газон засох.

Почему нельзя ходить по газону?

IX. Развитие навыков звуко-буквенного анализа.

Ребята, к нам кто-то мчится.

«Мчится, что есть духу. Хвост короче уха. Живо угадай-ка. Это….»

(СЛАЙД 17 –ЗАЙКА)

Уж зайка-то знает, где Мурзик, но не скажет, пока не поработаем по цифровому ряду.

Место буквы З (заглавная, прописная), дифференциация звуков – з, зь.

Зоя, Лиза, хозяйка, Тереза, Зина.

Итоги выполнения – апплодисменты.

Какое слово лишнее? Кто такая хозяйка? (СХЕМА СЛОВА)

X. Развитие навыка анализа и синтеза предложений.

Зайка – большой зазнайка, он говорит, что, если выполните последнее задание, то он скажет, где Мурзик.

Возьмите карточки, скреплённые скрепкой. Что надо сделать? Работа в паре.

У …ои бу…ина в кор…ине. (вставляют буквы, составляют предложение) В каких словах услышали [з], а где [зь]?

Проверка – (СЛАЙД18 - какое слово записали с заглавной З, почему?) Итоги выполнения.

А что такое бузина? (СЛАЙД 18 - ввод)

Расскажем, как скороговорку.

Появился Мурзик (СЛАЙД 19).

Возвращаемся из Зазеркалья – стоя, бегом. Возвращаем всё на столах на своё место.

XI. Итоги.

Дети, Лиза говорит вам спасибо за то, что освободили Мурзика и дарит вам подарок - портрет Мурзика, но в подписи пропущена буква з: Мур…ик – вставьте.

– Какие звуки помогли спасти Мурзика?

Какой любимый звук Лизы? Мурзика?

ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию фонетико-фонематической стороны речи

«Формирование представлений о звуках «З»-«ЗЬ».

(старшая группа компенсирующей направленности).

Подготовила и провела

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Сироткина Снежана Валерьевна

пгт. Рощинский

Пояснительная записка

Образовательная область «Познание»


  1. Обобщение знаний о звуках и буквах русского языка.

  2. Закрепление знаний о звукобуквенных связях.

  3. Расширение предметного словаря, словаря признаков.

  4. Развитие фонематического слуха, внимания.

  5. Закрепление навыка грамматически правильного оформления речевого высказывания.

  6. Развитие связной монологической речи.
Образовательная область «Коммуникация».

Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:


  1. Развитие умения свободного общения с взрослыми и сверстниками.

  2. Развитие умения вести диалог с логопедом и сверстниками в различных формах и видах деятельности.

  3. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
Образовательная область «Физическая культура».

Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям по физическому развитию:


  1. Закрепление умения выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе.

  2. Закрепление умений выполнения пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, физкультминутки.

  3. Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Оборудование и материалы , используемые на занятии: индивидуальные схемы для звукобуквенного и слогового анализа. Индивидуальные картинки с животными, зеркала, пособие «Су-Джок»; интерактивная доска, проектор, пособие «Звуковые замки», игра «Зоопарк».

Формы организации НОД : грамматические игры на интерактивной доске; индивидуальная работа с раздаточным материалом; работа в условиях проблемной ситуации; обобщающая беседа.

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживались мотивация и интерес. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Занятие состояло из этапов, к каждому из которых давались четкие инструкции.

ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Орг. Момент.
Под музыкальное сопровождение дети входят в зал, встают в круг, приветствуют гостей.

Проводится психогимнастика: релаксация, настрой на занятие.

« Говорим всегда красиво, четко и неторопливо.

Повторяем обязательно, что учили на занятии».


  1. Формирование представлений о звуках и буквах.

- Ребята, все дети любят играть. А вы? Сегодня мы будем играть в очень интересные игры. А сказки вы любите? А кто помнит сказку о волшебной стране звуков, в которой много разных волшебных звуковых замков?
Дети подходят к доске с вывешенными замками и рассказывают о них.
- Это красный замок. В нем живут гласные звуки. Они умеют петь и обозначаются красным цветом.

- Это синий замок. В нем живут твердые согласные звуки, обозначаются синим цветом.

-Это зеленый замок. В нем живут мягкие согласные звуки, обозначаются зеленым цветом.

- Правильно, молодцы. А можем мы увидеть звуки?

-Нет. Звуки мы слышим и произносим.


  1. Развитие силы голоса и плавности длительного выдоха.
- А давайте вспомним, как мы умеем пропевать гласные звуки.

Дети вместе с логопедом пропевают гласные звуки (угадывая звук по артикуляции логопеда), меняя силу голоса и длительность выдоха и сопровождая пение движениями.

АААААА… (руки медленно поднимаются над головой)

А! (руки в замок, приседают)

4. Самомассаж биологически активных точек. Пальчиковая гимнастика.

Дети, сидя на ковре в кругу, выполняют упражнения самомассажа и гимнастики с Су-Джоком.

«Руки растираем и разогреваем.

И теплом своим лицо мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки.

А теперь погладим пальчиками щечки.

Щечки растираем, чтобы надувались.

Губки растираем, чтобы улыбались.

Тянем подбородок вниз и его сгибаем.

А потом по шейке ручками стекаем».

«Есть у меня один дружок, а зовут его Су-Джок.

Я сожму его скорей, станут пальчики сильней.

Станут пальчики сильней, а головушка умней!»
5. Развитие моторики артикуляционного аппарата. Проведение артикуляционной гимнастики с зеркалами. Логопед читает текст и показывает движения. Сидя за круглым столом, дети выполняют движения по тексту:

Толстые внуки приехали в гости,

с ними худые – лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

и целовать они всех потянулись.

Утром проснулись в улыбочку губы,

чистили мы свои верхние зубы,

вправо и влево, внутри и снаружи,

с нижними зубками тоже мы дружим.

Губы сожмем мы и рот прополощем.

И самоваром пыхтим, что есть мочи.

Блюдца поставим, блины нам положат.

Дуем на блинчик, не в щеки, не мимо.

Блинчик жуем, завернем и прикусим.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

На нос подуем, мы чай остудили.

Дедушка сделал для внуков качели,

все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли:

прятались на чердаке и в подвале.

Дедушка скачет на лошади ловко.

Звонкие вязнут на глине подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки

И на опушке мы видим грибочки.
6. Знакомство со звуками «З-Зь».

Работа у интерактивной доски. Дети рассматривают картинку леса.

Затем логопед ставит детей в условия проблемной ситуации – узнать, какие новые звуки будут изучаться на занятии.

Дети с закрытыми глазами, стоя полукругом спиной к интерактивной доске слушают звук большого комара в лесу и маленького комарика. Угадывают, что новыми звуками на занятии будут звуки «З» и «Зь». Дают характеристику этим звукам.

Звук «З» - твердый согласный, звонкий.

Звук «Зь» - мягкий согласный, звонкий.

7. Определение наличия звука в слове .

С опорой на картинки на экране доски. Игра «Четвертый-лишний».

- Ребята, внимательно посмотрите на картинки и определите, в названии какой из них нет звуков «З» и «Зь».

1. Зонт, самолет, коза, арбузы.

2. Корзина, зебра, апельсин, земляника.

3. Зима, жираф, забор, зубы.

Дети определяют и сами проверяют правильность выполненного задания.

8. Дифференциация звуков по твердости-мягкости в словах.

Игра «Зоопарк».

На мольберте пустые клетки животных.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Зоопарк.

-Мне кажется, что в нем очень неинтересно и грустно. Как вы думаете, почему?

-Клетки животных пустые.

-А хотите, чтоб в этом зоопарке стало весело и интересно и детям и взрослым?

- Посмотрите, какой у меня есть замечательный чудесный мешочек. В нем разные картинки с животными.

Дети выбирают себе картинки.

- Обратите внимание, все клетки разные по цвету – есть зеленые, есть синие. Как вы считаете, почему?

Ответы детей.

Определив твердость-мягкость звука в названии животных, дети заселяют их в соответствующие клетки.

9. Физкультинутка. «Зеленая песенка».

«В зеленом, в зеленом, зеленом лесу.

Зеленый листок, как флажок я несу.

Зеленая шишка под елкой молчит.

Зеленая песенка где-то звучит.

Зеленый кузнечик в зеленой траве

Играет зеленую песенку мне!»

10. Определение места звука в слове.

Дети садятся за столы. С опорой на наглядность вместе с логопедом они определяют место звука в словах: зубр, газета, замок, зима.

-Вам надо определить, где находится звук в слове – в начале, середине или в конце, и выложить соответствующую схему. Не забудьте уточнить, какой это звук по твердости-мягкости.
11.Определение количества слогов в словах.

- Ребята, положите перед собой слоговые домики. Кто помнит названия животных, которых мы с вами расселяли в клетки зоопарка?

Дети вспоминают названия, делят слова на слоги методом прохлопывания и поднимают соответствующий домик.

12. Знакомство с буквой.

Логопед показывает букву «З» детям и просит подумать, на что похожа эта буква.

Ответы детей.

Рассматривание различных стилизованных изображений буквы на экране доски.

Прописывание буквы пальчиком каждым ребенком на интерактивной доске (под музыкальное сопровождение).

13. Итог занятия.

Ребята, вам понравились игры, в которые мы сегодня играли? А какая игра больше всего понравилась? С какими звуками вы познакомились?

Вы все молодцы, были сегодня старательными и внимательными.

Литература:
1. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996 г.

2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет.2009 г.

3. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. "Исправляем произношение". 2010

4. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

5. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004.

6. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. 7. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008

8. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002.

9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

Конструкт пробного урока литературы

Сальниковой Алёны Алексеевны

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Тема урока: Звуки [з], [зь], буква «З».

Планируемый результат:

    Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку обучения грамоте, понимают важность изучения звуков и букв.

    Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД ( самоопределение) ; регулятивные УУД (целеполагание, оценка, волевая саморегуляция) ; познавательные УУД ( формулирование познавательной цели, анализ, структурирование знаний); коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли, ).

    Предметный: обучающиеся знают звуки [з] и [зь], дают характеристику звукам в зависимости от местоположения в слове. Знают, что звуки [з] и [зь] обозначаются буквой «З».

Цель урока : развитие фонематического слуха в процессе знакомства со звуками [з] и [зь], формирование умения характеризировать эти звуки и обозначать их буквой.

Задачи:

    Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к уроку обучения грамоте, формировать понимание значимости изучения звуков и букв.

    Развивающая: развивать личностные УУД ( самоопределение, самооценка) ; регулятивные УУД ( целеполагание, оценку, волевую саморегуляцию ); познавательные УУД ( формулирование познавательной цели, анализ, структурирование знаний ); коммуникативные УУД ( умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ).

    Образовательная: познакомить обучающихся со звуками

Принципы обучения и воспитания:

    Принципы обучения: доступности, последовательности, наглядности.

    Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом и сверстниками, создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Методы обучения и воспитания:

    Методы обучения:

словесные (беседа, объяснение, художественное слово); наглядные (демонстрация), практические (упражнение);

объяснительно-иллюстративные, частично поисковые;

творческое задание.

    Методы воспитания:

беседа, художественное слово.

: поощрение, игровые ситуации.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оснащение :

    Демонстративные: презентация, карточки с иллюстрациями, карточки со словами, работа с звуковой лентой.

    Индивидуальные: карточки с буквой, карточки для чтения слогов и слов.

Тип урока: открытие нового знания и способов действий

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 7 мин.

3. Решение проблемы. 10 мин

4. Первичное закрепление. 8 мин.

5. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону). 5 мин.

6. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.

Используемая литература:

    Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);

    Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы.

    Горецкий В. Г., Белянкова Н. М. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс

Эскиз доски

Презентация

Лента звуков

Ход урока

1.Организационно-мотивационный этап.

Задача: сконцентрировать внимание обучающихся на учителе и смотивировать их на предстоящую деятельность

Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Алексеевна, сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.

Мне рассказали, что вы очень внимательные, активные и умные ребята, но я хочу убедиться в этом сама, поэтому, сядьте правильно, подтяните спины, ноги поставьте на пол всей ступнёй, а я посмотрю, кто красивее всех сидит. Мне нравится, как сидит, Лера. Очень красиво сидит, Полина, …, ….

Молодцы ребята, погладьте себя по голове!

Личностные УУД ( самоопределение)

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: повторить изученный материал, выявить проблемы, сформулировать тему и задачи урока, воспитывать у обучающихся интерес к урокам обучения грамоте, развивать личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: целеполагание, волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация).

По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные,

Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование;

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, игра.

Чтобы узнать, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся, немного поиграем.

Сегодня мы попали с вами в два королевства. В синее королевство и красное королевство. Красное королевство означает гласные звуки, а синее – согласные звуки. В синем королевстве еще есть две комнаты, в которых живут согласные звуки, твёрдые звуки живут в синей комнате, а мягкие звуки в зелёной комнате. Наша с вами задача, поселить все звуки в свои королевства и комнаты.

Работа с звуковой лентой.

Итак, ребята, первый звук – [ть], относится к гласному или согласному звуку? Значит, в какое королевство поселим? (В синее). Если в синее, то в какую комнату, синюю или зелёную? (Зелёную).

Почему? (Звук мягкий).

А скажите, пожалуйста, он глухой или звонкий? (Глухой).

Почему?

Селим звук в своё королевство и комнату.

Так с звуками 5, затем дети поймут принцип и будут сами называть в какое королевство поселить звук.

Ребята, мы знаем, что звуки мы только произносим и слышим, а видим и пишем буквы. Каждому звуку соответствует буква. Предлагаю еще немного поиграть, сейчас я буду называть звук, а вы находить букву, которой он обозначается в алфавите у доски.

К доске будем выходить по очереди.

Катя, иди к доске. Я называю звук [р], найди букву. Ребята, если вы согласны с Катей, покажите плюс руками (продемонстрировать), а если не согласны, то минус (продемонстрировать).

Следующий идёт, Олег. Звук [а], найди букву. Ребята, согласны?

И т.д. с звуками [о], [и], [ы], [у], [н], [нь], [с], [сь], [к], [кь], [т], [ть], [л], [ль], [в], [вь], [е], [п], [пь], [м], [мь].

И поиграем с вами в последнюю игру. На доске даны слова. Вам необходимо выделить в них первый звук. Приложение 1.

Слово «зал», какой первый звук. (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [з]).

Слово «зонт», какой первый звук? (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [з]).

Слово «зола», какой первый звук? (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [з]).

Слово «Зина», какой первый звук? (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [з]).

Ребята, какой звук первый во всех этих словах? (Звук [з]).

Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Ответы детей).

Тема нашего урока: звуки [з], [зь] и буква з.

Знаем эти звуки и эту букву?

Значит, какая будет цель нашего урока? (ответы детей).

Цель нашего урока: познакомиться со звуками [з], [зь] и буквой з.

Личностные УУД ( самоопределение) ;

Регулятивные УУД (целеполагание, саморегуляция) ; Познавательные УУД ( формулирование познавательной цели, анализ); Коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли).

3.Решение проблемы.

Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково, формирование понимания значимости изучения звуков и букв, развивать познавательные УУД: анализ, коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли. Познакомить обучающихся со звуками [з] и [зь], научить характеризовать эти звуки в зависимости от местоположения в слове. Познакомить с буквой «З», которой обозначаются звуки [з] и [зь].

объяснение, работа с источниками информации, демонстрация, упражнение,

частично поисковые,

создание ситуаций успеха, поощрение.

Итак, ребята, чтобы достичь цели урока и начать нашу работу,

Звук [з] – это согласный или гласный звук? (Когда мы произносим звук [з], язык дрожит за верхними зубами, значит, он согласный).

Найдём его в ленте звуков. Обозначен он синим цветом, подтверждающим согласность звука.

Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими, посмотрим, какой же наш звук.

Какой он, звонкий или глухой? (Звонкий). (Показать на звуковой ленте).

Если звук звонкий, то глухим звук не может быть никогда!

Чтобы узнать какой звук, твёрдый или мягкий, вспомним гласные, которые придают мягкость согласным. Назовите эти гласные: [е] и [и].

Ребята, обратите внимание на слова. Презентация.

- Произнесем вместе их. Звук [з] в этих словах твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

А почему? (Нет гласных, которые придают мягкость). (Показать на звуковой ленте).

Проговорим звук [з] в чистоговорке.

Автоматизация звука З.

За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

За-за-за - начинается гроза.

Зу-зу-зу - ручеёк течёт внизу.

Зо - зо -зон - в зоопарке есть безон.

Зы - зы - зы- вымыли тазы.

Теперь посмотрите следующую группу слов. Презентация.

- Произнесем вместе их. Звук [зь] в этих словах твёрдый или мягкий? (Мягкий).

А почему? (есть гласные, которые придают мягкость). (Показать на звуковой ленте).

Предлагаю звук [зь] проговорить в чистоговорке.

Автоматизация звука ЗЬ.

Зи - зи - зи - к дому подвези.

Зя - зя - зя - нам болеть нельзя.

Зе - зе - зе - дай воды козе.

Ребята, таким образом, звук [з]- это согласный звук, звонкий и в зависимости от гласных может быть и твёрдым, и мягким.

Ребята, а теперь обратите внимание на доску. Приложение 2.

Даны иллюстрации. Что изображено на первой картинке? (Зеркало).

Где находится звук [з]? (В начале слова).

Следующая иллюстрация? (Роза).

Где находится звук [з]? (В середине слова).

Какой можем сделать вывод?

Звук может занимать разное местоположение.

Звуки обозначаются буквой. Звуки [з] и [зь] обозначаются буквой з.

Найдите ее в алфавите.

Давайте запомним, как произносится буква, но при чтении буквы будем произносить звук, который буква обозначает.

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция. Познавательные УУД: анализ. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли.

4. Первичное закрепление.

Задача: установить правильность и осознанность изученного материала.

Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование.

Теперь, чтобы закрепить наши знания по пройденной теме, будем читать. Приложение 3.

- Для запоминания буквы зе, выучим скороговорку.

На возу - лоза, у воза - коза.

Молодцы, ребята!

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция. Познавательные УУД ( структурирование знаний).

5. Организация самостоятельной работы.

Задача: обеспечить формирование у обучающихся умений самостоятельно применять знания в новой ситуации.

практические (упражнение);

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение;

Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование;

Методы развития психических функций: творческое задание.

А теперь, чтобы запомнить, как выглядит буква зе, раскрасим ее карандашами. Посмотрите, у каждого она есть на карточке. Раскрасьте букву. Приложение 4.

Давайте организуем выставку наших букв и поместим их на доску, покажем друг другу, какие они у нас красивые получились!

Молодцы, ребята, у вас очень красивые буквы получились!

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция) ; Познавательные УУД ( структурирование знаний).

6. Рефлексия учебной деятельности.

Задача: создать условия для оценки обучающимися своей деятельности на уроке, подвести итоги урока.

По источнику получения знаний: словесные (беседа).

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе : поощрение.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

Давайте вспомним, какие звуки мы сегодня с вами изучали?

Какой буквой они обозначаются?

Молодцы, ребята! Мне понравилось работать с вами, особенно меня порадовали … …, …, …

Я благодарю вас за урок, спасибо, урок окончен!

Личностные УУД ( самооценка) .

Материалы для речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста по ЗКР — звуковой культуре речи: скороговорки, стихи, чистоговорки, загадки, поговорки, игры со звуками З и ЗЬ.

ЗКР — звуковая культура речи дошкольников. Звуки З, Зь.

Чем отличается артикуляция звуков З и С?

Звук З (в мягком варианте ЗЬ) относится к группе свистящих звуков вместе со звуками С, СЬ и Ц. Звук З произносится также как звук С, но с участием голоса. Поэтому при его произнесении гортань вибрирует. Вибрацию гортани при произнесении звука З можно ощущать рукой, если положить ее себе на шею. Попробуйте сначала потянуть звук ссссс, а затем звук з — зззззз, держа руку у себя на шее. Вы почувствуете, как при звуке з голосовые связки стали вибрировать.

Что делать, если ребенок не говорит звук З и ЗЬ

Вариант 1. Если ребенок не говорит все свистящие звуки (С, СЬ, З, Зь, Ц ), то сначала мы проводим работу со звуком С и его мягким вариантом СЬ. И только после этого + вызываем звук З и закрепляем его правильное произношение. Если ребенок хорошо овладел звуком С, а звуки С и СЬ отлично автоматизированы в словах, фразах, стихах, диалогах, то постановка звука З не вызовет сложностей.

Вариант 2. Если ребенок отлично говорить звуки С и Сь, но неправильно произносит звук З , то обычно проблем с постановкой звука З и закреплением его правильного произношения не возникает. Малыш достаточно быстро начинает произносить данный звук правильно просто по подражанию.

Итак, работу над звуком З мы начинаем проводить, когда ребенок уже отлично говорит звуки С и СЬ. Обычно к этому готовы дети в возрасте четырех лет.

Как вызвать звук З по подражанию?

При отсутствии звуков З и ЗЬ или их замене другими звуками прежде всего можно попробовать вызвать звук З по подражанию. Попросите ребенка спеть песенку комара зззззз.

  • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
  • Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
  • Попросите малыша повторить ее.

Поиграйте с ребенком в комаров – закрепите звук «з». Напомните малышу, как летом комары в лесу поют свою песню: «зззз» и надоедают нам. Пусть ребенок будет комаром в лесу и петь песенку комара «ззз», а Вы будете от него убегать в дом и прятаться.

При игре с группой детей одна половина детей «гуляет в лесу», другая изображает комаров и звенит «ззз». Потом дети меняются ролями.

После того, как дети позвенят как комары, покажите им разницу артикуляции звука С и звука З. Усядьтесь перед зеркалом. И сравните звуки с («песенку насоса») и звук з («песенку комара») Обратите внимание детей на то, что звук С – «песенка насоса» — звучит тихо, а песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

Продемонстрируйте эти необычный ощущения ребенку.Сначала положите руку ребенка себе на шею, когда Вы говорите звук З. Пусть он ощутит вибрацию во время произношения Вами звука «з». Потом попросите ребенка положить одну руку тыльной стороной Вам на шею, а другую руку — себе на шею и спойте вместе с ним песенку комарика «ззззз». Детям обычно очень нравится это задание, неожиданные для них новые ощущения.

Сравните со звуком С – «песенком насоса». Потяните звук сссс. Дрожания – вибрации нет! Скажите ребенку, что звук С – это звук глухой, тихий, наш голос спит. А звук З громкий, звонкий, голос звонко поет песенку ззззз.

Очень часто этого упражнения и объяснения бывает достаточно, чтобы в речи ребенка появился звук З.

Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.

Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой. Подробный комплекс артикуляционной гимнастики в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье

Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
  • Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
  • Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.

Совет третий. Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами (поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.

Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из

Звук З появился. Теперь перед нами стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.

Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:

  • 1. упражнения с изолированным звуком,
  • 2. звук в слогах,
  • 3. звук в словах,
  • 4. звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.

Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.

Игры и упражнения по звуковой культуре речи (ЗКР) со звуками З и ЗЬ

Игра для развития фонематического слуха «Какой комар звенит?»

Покажите две картинки: большой комар и маленький комар. Большой комар звенит очень сердито, зло – ззззззз. А маленький комарик звенит ласково мягко зьзьзьзьзь.

Взрослый говорит звуки з и зь по очереди вразбивку. А дети делают сердитое выражение лица, если слышат звук з – «песню большого сердитого комара». И улыбаются, если слышат песню маленького комарика.

Можно дать в руки ребенка картинки двух комаров и попросить поднять нужную картинку, когда услышишь песенку этого комара.

Звук З в слогах. Игра «Эхо» — повтори слоги.

Примеры слогов: за, зо, зу, зы, зэ, зя, зё, зю, зе, зи, аза, азо, озо, ози, озе и др. Можно давать в игре цепочки слогов. Например, за-зо-зу. Или аза-оза-озу.

Задача эха – повторить слоги или цепочку слогов без ошибок и правильно произнося звук З или ЗЬ.

Слова со звуками З и ЗЬ для игр и занятий по ЗКР с детьми.

Звук З в начале слова: забор, замок, завод, зайка, заводь, зубы, запятая, завиток, занавес, зонт, здание, заколка, зубастый, запонки, звезда.

Звук З в середине слова: коза, роза, водолазы, мимоза, вокзал, слезы, гильза, глаза, ваза, тазы, мозаика, незабудка, сазан, газон, кузов, кузовок, изба, азбука, гнездо, узлы, Незнайка. береза.

Звук ЗЬ в начале слова: зеркало, зима, гвоздика, звезда, зелень, зеленый, земля, земляника, звено, змея, тазик, козел, зебра, зефир.

Звук ЗЬ в середине слова: корзина, обезьяна, козел, кузина, резина, бузина, мази, полозья, гвозди, вазелин, изюм, бензин, лобзик, лазейка, обезьяна, газета, лезвие, магазин, озеро, корзина, гвоздика, узел.

Звук З в конце слова не встречается, т.к. он произносится в конце слова глухо как звук С.

Игры со словами со звуком З.

«Один – много».

Я назову один предмет, а ты – много.

  • Один зонт – много зонтов.
  • Один зайка – много заек.
  • Один завод – много …? Заводов.
  • Одна мозаика – много — …? Мозаек…

«Парные картинки»

Подготовьте пары картинок, в названии которых есть звук З (или Зь). К каждой картинке должна быть пара.

Вариант 1. Для игры с 1-2 детьми. ЛОТО «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?»

1.Положите все картинки стопкой (рисунками вниз). Раздайте каждому игроку по 4 картинки из стопки.

2. Все игроки по очереди берут картинку из стопки и ее называют: «Я взял зайку». Или «У меня звонок». Если взятая из стопки картинка является парой к имеющейся картинке, то накрываем ей нашу картинку. Задача – как можно быстрее закрыть все картинки.

Вариант 2. Для игры с группой детей.

  1. Разделите все картинки на две одинаковые парные группы. Одну группу картинок положите стопкой на стол рисунками вниз. Другую такую же группу картинок раздайте детям.
  2. Один ребенок берет картинку из стопки и показывает всем. Называет ее: «У меня гнездо». Другой ребенок, имеющий такую же картинку, говорит: «И у меня гнездо». Оба ребенка кладут свои парные картинки на стол.
  3. Игра продолжается до тех пор, пока все пары картинок не будут найдены.
  4. Побеждает в игре тот, кто быстрее всех остался без картинок. Это игра «на удачу», и победа в ней не зависит от усилий ребенок. Она учит детей не только выигрывать, но и проигрывать и правильно относиться к случайной неудаче.

В игре взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук З.

Чистоговорки со звуками З и ЗЬ

Зы-зы-зы, давно не было грозы.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.

Зу-зу-зу, ручеек течет внизу.

Зы-зы-зы, вымыли тазы.

За-за-за, у Нины карие глаза.

Зу-зу-зу, кубики везу.

Зи-зи-зи, к дому подвези.

Зе-зе-зе, дай воды козе.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Зоя ведет козлят и? … козу!

Зой-зой-зой, зой-зой-зой. Козлята идут вместе с? …. Козой!

Фразы-скороговорки со звуками З и ЗЬ.

  • У маленькой Зины бузина в корзине.
  • В вазе у Зины мимозы и гвоздики.
  • К Зайке пришли Незнайка и Зазнайка.
  • Позади завода заводь.
  • Зоя и Зина – кузины.
  • Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка.
  • Звездолет взлетел к звездам.
  • Зинин звонок звенит звонко.
  • На вокзале – поезда.
  • У Зои коза под замком.
  • Зина в лес пошла, землянику нашла.
  • Зеленая береза стоит в лесу. Зоя под березой поймала стрекозу.
  • Трезор и Тузик залаяли на Забияку.
  • Резинового зайку забыла разиня-хозяйка.
  • У Зины – корзина. В корзине – грузди.
  • Не спи, Мазай! Зайцев спасай!
  • Звёздный змей зазвенел.
  • У Зины бузина в корзине.
  • Ехал в Казань, а заехал в Рязань.
  • Зимой поле белое промёрзло-леденелое.
  • Видит волк грозу – забыл и козу.
  • У Зои заболели зубы.
  • У Зины зимой зябнет нос.
  • Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

Пословицы и поговорки со звуком З.

Почему так говорят? О чем так можно сказать?

  • Мал золотник, да дорог.
  • Зима не без морозов.
  • Одной рукой узла не развязать.

Загадки со звуком З.

  • Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёжик)
  • Зубы имеет, а зубной боли не знает. (Грабли)
  • Зимой и летом одним цветом. (Ёлка)
  • В избе – изба, на избе – труба. Зашумело в избе, загудело в трубе. Видит пламя народ, а тушить не идёт. (Печка)

Стихи со звуком З и ЗЬ.

При использовании стихов можно дать детям задание:

  • Запомнить слова из стихотворения со звуком З и назвать их после прочтения стихотворения.
  • Составить свои предложения с этими словами.
  • Произнести одну и ту же фразу из стихотворения с разной интонацией: удивленно, восхищенно, радостно, огорченно, смущенно и т.д.
  • Угадать интонацию и настроение, с которой была прочитана строчка из стихотворения.
  • Прочитать две-четыре строчки из стихотворения с разной скоростью (медленно как черепаха Тортилла, в среднем темпе как Буратино, в быстром темпе как Торопыжка).
  • Прочитать строчки из стихотворения с разной громкостью – игра «Радио». Вы «регулируете» громкость то громче, то тише (как будто Вы поворачиваете регулятор громкости на радиоприемнике). Дети быстро реагируют и меняют громкость своего голоса.

Резиновая Зина.
Резиновую Зину
Купили в магазине.
Резиновую Зину
В корзине привезли,

Она была разиня,
Резиновая Зина
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.

Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину
И пальцем пригрозим:
«Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин! (А. Барто)

Зеленая песенка.
В зеленом,зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок, как флажок, я несу.
Зеленая шишка под елкой молчит,
Зеленая музыка где-то звучит –
Зеленый кузнечик в зеленой стране
Играет зеленую песенку мне. (А Стройло)

Зимний звон.
Зимний звон, зимний звон
На заре со всех сторон.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы (В. Суслов).

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. (К. Чуковский)

Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Лесок проезжала,
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла. (В.Викторов)

Вот веселая затея –
Запускать на нитке змея!

Зажглась зеленая звезда –
Запустим звездолет туда!

Заяц-портной.
Серый заяц под сосной
Объявил, что он портной.
И портному через час
Медвежонок сдал заказ.
— Будет Ваш заказ готов
До январских холодов.
Заяц режет, заяц шьет,
А медведь в берлоге ждет.
Срок прошел, пришел медведь,
А штаны нельзя надеть!

Берёзы.
Прибежали козы
Рано поутру,
Гложут у берёзы
Белую кору.
Не ходите, козы,
В молодой наш лес!
Вырастут берёзы,
Будут до небес!

К нам зайдет Новый год,
Заведет хоровод,
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.

Здравствуй, праздник новогодний!
Праздник елки и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовем на елку мы!

Потешки, считалки со звуками З и ЗЬ.

Идет козел мохнатый,
Идет козел бородатый,
Рогами помахивает,
Бородой потряхивает,
Идет, блеет,
Коз, козлят зовет.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп!

Считалка со звуком З.

За морями,
За горами,
За дремучими лесами
На пригорке – теремок.
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

Рассказы и сказки со звуком З для занятий по ЗКР с детьми дошкольного возраста.

Зайчики (литовская сказка)

Родились у зайца зайчата. Взглянул отец на своих детей и говорит им:
— Я с усами, и Вы уже с усами! Так вот, значит, добивайте себе пропитание сами.
С тех пор зайчишки как родятся, так и живут одни, без родителей, в тёмном лесу: ни гнезда у них, ни норы. Зато все с усами, все с первых дней могут добывать себе пропитание сами.

Мальчик и козы.

Жил-был мальчик, и было у него три козы. Днем козы скакали и прыгали по скалам, а к ночи мальчик загонял их домой.
Раз вечером мальчик стал загонять их домой, а козы убежали на капустное поле, и никак их оттуда не выгнать.
Мальчик сел на пригорке и заплакал. Шёл мимо заяц.
— Чего плачешь? – спросил заяц мальчика.
— Плачу потому, что не могу выгнать коз с поля, — ответил мальчик.
— Я их выгоню, — сказал заяц.
Стал заяц выгонять, а козы не идут.
Сел заяц и тоже заплакал. Шла мимо лиса.
— Чего плачешь? – спросила зайца лиса.
— Плачу потому¸ что мальчик плачет, — говорит заяц, — А мальчик плачет потому, что не может с поля коз выгнать.
— Успокойся, я их выгоню, — сказала лиса.
Стала она выгонять, а козы не идут.
Села тут лиса и тоже заплакала.
И так волк гнал, тоже не выгнал.
Летела тут пчелка.
Видит, что все они сидят и плачут, и говорит:
— Я их выгоню.
Тут все звери и мальчик перестали плакать и стали смеяться над пчелкой. Как она выгонит коз, когда они все не могли справиться!
Но пчелка полетела на капустное поле, села на козу, зажжужжала.
— Жжжжжж! Жжжжжж! Жжжжж!
Как пустятся козы бежать! И убежали с поля домой.

«Папа привез Зое из Африки обезьянку. Зоя назвала обезьянку Рузой. Руза умела забавног прыгать, передразнивать Зоиных знакомых. Зоя научила Рузу открывать на звонок дверь.
Зимой Руза заболела. Зоя возила Рузу к доктору, давала ей разные травы, кормила бананами. Благодаря Зоиным заботам Руза выздоровела».

Задайте ребенку вопросы по содержанию рассказа. Попросите найти в рассказе слова со звуком З и составить с ними свои предложения.

«Зоя, Лиза и Аза – подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют Зоя, Лиза и Аза. Куклу Музу укладывают спать. С забавным зайкой идут гулять. Позвала мама Лизу домой. Позвали и Азу. Осталась Зоя одна. Заболели у Зои зубы. Завязала Зоя зубы и сидит. Узнала об этом Лиза. Принесла Зои мозаику. Узнала и Аза. Принесла Зое незабудки. Поставила Зоя незабудки в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть в мозаику. Красивый сделали узор из мозаики! Потом загадывали загадки:

Как взялась она за дело,
Запилила и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)

Узловат Кузьма,
Развязать нельзя. (Цепь)

Сам дней не знает,
А другим указывает. (Календарь)

Долго забавлялись подруги. Забыла Зоя о больных зубах».

Задайте вопросы ребенку по содержанию рассказа. Следите за тем, чтобы в ответах он правильно произносил звук З.

Подвижная игра для закрепления правильного произношения звука З «Узнай по голосу».

Эта игра развивает слуховое внимание детей. На земле чертится круг. Дети бегают по игровой площадке. По сигналу взрослого «Раз, два, три – в круг беги!» они собираются в круг.

Выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Он поворачивается спиной к детям.

Все дети говорят:

«Мы немного порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя – узнай!»

Взрослый показывает жестом одного из детей, который говорит: «Я тебя зову!». Ребенок-водящий угадывает, кто его позвал: «Меня позвал Вова? Меня позвала Катя?»

Если ребенок угадал, кто его позвал, то он меняется местами с этим ребенком. И другой ребенок становится водящим.

Если ребенок не угадал, кто его позвал, то он отгадывает еще раз в следующей игре.

Видео для занятий по ЗКР — образование названий действий от названий предметов. Закрепление правильного произношения звука З.

Словесный материал из видео:

  • застёжку — застёгивают,
  • заколку — что делают? — закалывают,
  • замазкой — что делают? — замазывают,
  • на занятии что делают? — занимаются,
  • задания — что делают? — задают
  • загородкой — что делают? — загораживают,
  • задвижку — что делают? — задвигают,
  • запеканку — что делают? — запекают,
  • заварку — что делают? — заваривают,
  • запасами — что делают? — запасаются
  • записи — что делают? — записывают

Полезные советы: 1. Это видео нужно смотреть без звука! (присутствие в нем звука только отвлекает детей и совершенно бессмысленно!) Отключите громкость звука в видеоролике и давайте задания ребенку, показывая ему картинки. 2. Обязательно ставьте видео на паузы, дожидаясь ответа ребенка! И только после его ответа и обсуждения идите дальше! 3. Можно это же речевое упражнение делать и без видео:).

Во всех играх и заданиях нужно внимательно следить за тем, чтобы дети правильно говорили звуки З и ЗЬ. В случае ошибок напомните ребятам, что они уже научились правильно говорить этот звук и попросите исправить ошибки.

Другие материалы по играм, упражнениям и занятиям с детьми по ЗКР — звуковой культуре речи — Вы можете найти в статьях сайта:

Много интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в рубриках:

До новых встреч на «Родной тропинке»! Буду рада видеть Ваши вопросы и мнения по содержанию статьи в конце этого поста:)! Спасибо за интерес к проблемам развития речи детей:)!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Понравилась статья? Поделитесь ей